Несомненно, произведения талантливых творцов влияют на мировоззрение их читателей, особенно если эти читатели — сами творцы.
Руссо прославлял золотой век человеческой истории. Его романтический герой, уходя от культурной жизни, от «неволи душных городов», стремился вернуться к природе, сблизиться с ней, ибо, по мнению мыслителя, человек мог обрести счастье и покой, только живя свободной, простой, естественной жизнью. Такой сюжет был очень популярен среди романтиков пушкинского времени и часто использовался в их произведениях.
Также молодое поколение того времени было увлечено «байронизмом». Романтический герой Байрона утрачивает интерес к жизни и ощущает пустоту и одиночество. Он отправляется в путешествие, наслаждается красотой далеких краев и радуется собственному уединению. И лишь природа возрождает его к жизни. Он не может быть счастлив среди «веселий городских», только вдали от цивилизации он обретает истинное счастье.
Пушкин же в своей поэме «Цыганы» опровергает теорию Руссо и романтические иллюзии Байрона. Поэт утверждает, что человек может обрести счастье не только сблизившись с природой, но и в той среде, где он воспитан, в городе, среди людей и их забав, лишь бы только он имел личную свободу.
Герой Пушкина бежит от общества, от суетной городской жизни. Он устремляется к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. И там он, кажется, обретает то, чего так страстно жаждал и искал, — абсолютную, ничем не ограниченную свободу.
Но тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя, не признает права на нее у других. Он не допускает свободы для кого-либо, если она затрагивает его интересы и какие-то его права: «…я не споря от прав моих не откажусь». Здесь Пушкин обнажил подлинную сущность романтического героя- эгоиста, тем самым разоблачая его идеализированный образ.
В «Цыганах» развенчивается также и романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин показывает, что полная свобода действий, отсутствие обязательств свойственна только людям, ведущим примитивный образ жизни, которые ленивы и праздны, робки и добродушны: «…мы робки и добры душою, ты зол и смел — оставь же…»
Автор подчеркивает, что полная свобода в поступках вовсе не дает «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется перед своим несчастьем, говоря, что «чередою всем дается радость, что было, то не будет новь».
И сам поэт утверждает:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
Развенчивая идеал абсолютной природной свободы в своей поэме, Пушкин сам уже давно разочаровался в нем. Уже не признавая романтических иллюзий Байрона и Руссо, видя несовершенство романтического героя и романтического идеала свободы, поэт еще как бы не знает, чем их можно заменить. Наверное, поэтому Пушкин так трагически и безнадежно заканчивает свою поэму:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.