Вы находитесь: Главная страница> Заболоцкий Николай> Поэтическая натурфилософия Заболоцкого

Сочинение на тему «Поэтическая натурфилософия Заболоцкого»

Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из юности поэта. Он живо интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни, о лучших земных радостях, о смерти, об атомах, разбегающихся по метагалактике. Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой. Поиски велись на разных литературных и философских дорогах. Поэт черпал вдохновение из произведений Баратынского, Тютчева, Пушкина, Гете. В то же время философский путь Заболоцкого состоял из пути поэта к самому себе, поиска выражения самого себя. Творческий путь Заболоцкого можно разделить на несколько этапов.

Первый этап — это этап реального искусства и звучание в стихах поэта мотива пророчества. Второй этап посвящен исканию смысла жизни и смерти, звучит тема памятника. Мотив неизреченности — «животного и природного создания», «мысль природы», — стал третьим этапом поэтического творчества Заболоцкого. Завершающий период творчества поэта — философская формула и триада: мысль-образ-музыка. К натурфилософии Заболоцкий пришел через реализм, реальное искусство. Реализм — направление модернизма, видевшее в аллегории ключ к постижению мира, утратившего смысл. В жанре реального искусства написан сборник Заболоцкого «Столбцы» и многие стихотворения поэта. В этот период Заболоцкий говорит о пророке. Так в стихотворении «Лицо коня» конь у Заболоцкого — пророк: «…Он вырвал язык бессильный свой И отдал бы коню…». Реальное искусство стало первым шагом натурфилософии Заболоцкого.

Первое философское стихотворение Заболоцкого «Вчера, о смерти размышляя…» посвящено вечному исканию человечества — смыслу жизни и смерти. Тема жизни и смерти, тема памятника — второй мотив творчества Заболоцкого. Третий мотив поэта — неизреченность, неумение высказываться. Поэт ценит весомость слова. Невозможность высказаться — это, по его мнению, свойство хаотичной, негармоничной природы, но могущественной и сознательной. Природа подавляет человека своим могуществом. Так появляется одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — тема «животного создания», стремление природы к познанию. Таким образом, одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — идея царства животных. Животные — свободные существа, несущие в себе тайну бытия. И если бы они заговорили, то поведали бы миру истину.