Кто мы? Каково наше предназначение? В чем заключается смысл человеческой жизни? Что будет там … за последней чертой?
Это вечные вопросы, на которые пытались найти ответы философы, писатели, поэты. Над этим размышлял Николай Алексеевич Заболоцкий, один из моих любимых поэтов века двадцатого. На его долю выпало немало испытаний: «сфабрикованное обвинение», арест, ссылка . Мучения, которым он подвергался не поддаются описанию. Восхищает крепость духа поэта: он прошел через пытки, помрачение рассудка, но никого не «оговорил» и до конца следствия утверждал, что невиновен.
Мне интересна философская лирика поэта, потому что она помогает найти ответы на волнующие меня вопросы о жизни и смерти, о смысле бытия, о добре и зле, о вечном существовании.
Проблеме «индивидуального бессмертия» посвящено стихотворение Н.А. Заболоцкого «Метаморфозы», написанное в 1937 году и первоначально носившее название «Бессмертие».
Начинается оно с риторических восклицаний, которые задают особый эмоциональный тон:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Следующие далее размышления лирического героя похожи на разматывающийся «клубок какой-то сложной пряжи». Поэт показывает нам «развитие индивидуального человеческого духа». Можно отметить основные этапы. Первый — это понимание, осознание своей сущности, своего я:
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной, –
Не я один. Нас много. Я — живой…
Второй этап заключается в единении духа лирического героя с миром, с живой природой. Ему близок и понятен
…Мир
Во всей его живой архитектуре –
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Третий, пожалуй, самый важный, раскрывающий мысли о личном бессмертии:
А то, что было мною, то быть может,
Опять растет и мир растений множит…
Размышления неожиданно прерываются. Незаконченность их подчеркивается опять же риторическим восклицанием: «О, суеверья наши!»
Темп стихотворения, написанного шестистопным ямбом, изменяется в соответствии со смыслом каждой строфы. Первую строфу, состоящую из четырнадцати строк, отличает быстрый темп. В ней много глаголов, указывающих на действие, причастий (лежащего, колеблемого, летящего, незримый), «обладающих энергией глагола», придающих особую выразительность; также большое количество простых предложений. Во второй и третьей строфе отмечается более плавное звучание, этому способствует звукопись (преобладают гласные звуки и, э, о). Мы слышим элегическую интонацию, которая создается благодаря использованию личных местоимений (я, он), что придает оттенок искренности, задушевности.
Особую роль в стихотворении играют устаревшие слова (именуют, прах, должно), слова высокой (книжной) лексики (незримый, прозрел, объемлет) гармонично соединяются с такими словами, как архитектура, гербарий, мир растений, что подчеркивает тесную связь прошлого с настоящим.
Читаю строки: «Все чище и полней// Объемлет дух скопленье чудных тварей. Жива природа…» — и вспоминаю А.С. Пушкина. Мне кажется, что философский взгляд на мир Н.А. Заболоцкого в этом стихотворении наиболее близок пушкинскому.
Связь времен…Она будет существовать всегда. Также, как и вопросы о смысле нашего бытия, о вечности существования. И поэтому именно Н.А. Заболоцкий, А.С. Пушкин и их творения будут тем, «что должно называть бессмертием».