Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Поэтический мир М.Ю. Лермонтова

Сочинение на тему «Поэтический мир М.Ю. Лермонтова»

Судьба М. Ю. Лермонтова удивительна и трагична. Он стал известен
читающей России после стихотворения «Смерть поэта», в котором
открыто обвинил в гибели Пушкина светское общество и власть.
В этом обличительном стихотворении прозвучал голос нового гениального
поэта. Никто, наверное, представить себе не мог, что Лермонтову
дано всего лишь на четыре года пережить Пушкина. Несмотря
накороткуюжизнь и небольшое творческое наследие, Лермонтов с полным
правом занимает в русской классике место рядом с Пушкиным.
Лермонтов сформировался как личность в мрачные годы политической
реакции после восстания декабристов. Если в творчестве
Пушкина властвует гармония, светлое начало, жизнерадостность, то
в произведениях Лермонтова мы ощущаем постоянную грусть, одиночество
человека, не желающего сливаться с пошлой толпой, стремление
к свободе. Это заметно уже в ранних поэтических образах
Лермонтова: одинокий парус, ищущий бури; разбитый волнами
челнок; томящаяся в земной жизни душа.
Размышляя о назначении поэта, Лермонтов пишет своеобразное
«продолжение» пушкинского «Пророка». Получивший дар божественного
слова, пророк в стихотворении Лермонтова пытается проповедовать
«любви и правды чистые ученья», но в ответ ему летят
камни. Пророк удаляется в пустыню и обращает свои речи к звездам.
Только они слушают пророка — люди не верят ему, относятся к божественным
словам с насмешкой и презрением. Как и для Пушкина,
поэтический талант был для Лермонтова божественным даром,
а поэт — пророком, призванным сказать людям истину. В стихотворении
«Поэт» Лермонтов сравнивает современного ему стихотворца
с грозным некогда кинжалом, превратившемся в игрушку, и восклицает:
«Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!»
Трагично воспринимает Лермонтов и чувство любви. Мотив разлуки,
разрыва, невозможности найти в жизни идеал женщины проходит
через любовную лирику Лермонтова. Уже в раннем стихотворении
«К***» (1832) лирический герой объявляет бывшей возлюбленной:
«Знай: мы чужие с этих пор». Он обвиняет ее в измене, в потерянных
мгновеньях, отнятых у вдохновенья. Искренняя привязанность
людей друг другу не выдерживает испытания временем: Любить…
но кого же? \ На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно.
В поздних стихотворениях Лермонтов все чаще говорит о любви
к идеалу, который не существует в жизни: «люблю мечты моей созданье…
», «… бесплотное виденье ношу в душе моей, ласкаю и люблю».
Настоящей дружбе тоже не находится места в поэтическом мире
Лермонтова. Его лирический герой всегда одинок:«… и некому руку
подать в минуту душевной невзгоды…» Одной из причин изгнания
героя может стать «друзей клевета ядовитая». Трудно назвать это
преувеличением, если вспомнить, что Лермонтов погиб на дуэли от
руки недавнего приятеля.
Беспощадным приговором поколению звучит лермонтовская
«Дума». Поэт обвиняет современников в разочарованности, равнодушии,
пресыщенности, бесплодности. Это стихотворение — своеобразный
«поэтический конспект» романа «Герой нашего времени»,
в котором Лермонтов дает развернутый психологический портрет
современника.
Свое отношение к родине поэт называет «странною любовью».
Ни слава предков, «купленная кровью», ни история страны не вызывают
в нем теплого чувства. Поэт не может объяснить, почему он
любит родину. Ему просто милы ее бескрайние и печальные просторы,
ее степи, леса, реки. Поэт заявляет о своей внутренней близости
к народу, он способен понять и разделить простые крестьянские
радости: «полное гумно», «пляску с топаньем и свистом».
Есть только одно, что смиряет тревогу в душе поэта, — природа.
Наедине с ней лирический герой Лермонтова забывает о «горечи
и злости». Он любуется «желтеющей нивой», «ландышем серебристым
», прислушивается к «таинственной саге» лесного ручейка и ощущает
покой и гармонию:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» природа распахивается
до размеров вселенной. Лирический герой остается наедине
со звездами и слышит их разговор. Ему не хочется возвращаться
в мир людей, где душе «так больно и так трудно». Герой желал бы
навеки заснуть среди величественной природы, раствориться в мировой
гармонии.
Лирический герой Лермонтова вечно одинок, потому что он ощущает
высшее предназначение человека и не хочет сливаться с пошлой
толпой. Обществу не нужны поэты-пророки, оно пропитано
фальшью и эгоизмом, в нем нет места настоящим чувствам. Только
наедине с природой человек сбрасывает маску и открывает душу.
Поэтический мир Лермонтова печален, трагичен, но одновременно
прекрасен. Обличая человеческие пороки, поэт напоминает людям
о том, что в мире есть высший идеал и они должны обратиться к нему.