Что касается до слога,
То чем он проще, тем будет лучше.
Главное истина, искренность.
А. С. Пушкин
«И жизнь, и слезы, и любовь…» Так разнообразны перевоплощения
поэта А.С. Пушкина. Нельзя охарактеризовать его лучше, чем
это сделал он сам в известном стихотворении «Эхо»:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
В самом деле, он — эхо мира, послушное и певучее, которое
несется из края в край, чтобы откликнуться на все, чтобы не дать
бесследно умереть ни одному достойному звуку жизни. И еще, мне
кажется, что он — очень чуткое эхо, способное повторить едва заметные
движения души и чувств. От жалобы до молитвы, от шутки до
гимна — так протекает жизнь, и это звучит в поэзии А. С. Пушкина.
Поэзия Пушкина… Урок литературы… Рассказ учителя… Постижение
Пушкина мною неожиданно вышло за рамки школьной
программы.
Это был теплый весенний день. В воздухе пахло нежной зеленью
и черемухой. Я ехала на экскурсию в усадьбу Приютино, в дом
Олениных. Мне было лет одиннадцать. Я не очень внимательно слушала
рассказ экскурсовода, сопровождавшего нас по музею. Меня
в большей степени привлекала обстановка в доме, скрип половиц,
старинные запахи старинной усадьбы. Запомнилось немногое: здесь
бывали Карамзин, Крылов, Пушкин.
И вот я ученица девятого класса. Звучат слова: «Я помню чудное
мгновение…» Невольно я вспомнила историю о знакомстве А. С. Пушкина
с А. Керн, услышанную на экскурсии в Приютино. Поводом к написанию
стихотворения послужила совсем иная их встреча во время
Михайловской ссылки. Стихотворение «К***» — послание. Многие
видят в нем выражение отношений А. С. Пушкина и А. П. Керн.
Но увлечение А. П. Керн послужило для поэта своеобразным толчком,
поводом для создания произведения, в котором он обобщил
свои взгляды на любовь.
Это стихотворение — гимн красоте любви. Любовь не только обогащает,
но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые
в русской поэзии А. С. Пушкин так прямо связывает глубоко интимные
переживания с духовным обликом человека. Странным кажется
на первый взгляд, что у Пушкина образ героини свободен: «голос
нежный», «милые» и «небесные черты» — вот она, героиня стихотворения,
совершенный образ женской красоты.
В чем же тайна пленительности стихотворения? Как начинает
звучать в нем музыка любви, нашедшая продолжение в романсе
М. Глинки? Вслушаемся в звучание пушкинских строк, в их мелодию.
Тайна звуков у Пушкина — гласных и даже согласных — в том, что
именно они рождают музыку стихотворения, написанного ямбом.
Звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье —
виденье — вдохновенье — упоенье; безнадежный — нежный — мятежный;
ты — красоты — мечты — черты), повторы строк. Случайно ли это?
Я думаю, нет. Это слова-знаки, слова-символы.
Останемся наедине с пушкинским признанием, перечитаем его…
Трудно не заметить особенности построения стихотворения: трех-
частность произведения. Оно распадается на равные части (каждая
по две строфы), соответствующие первому знакомству, годам разлуки
и новой встрече с А. П. Керн.
Сравним начальную и заключительную строфы стихотворения.
В каждой строке — нежность и восхищение. Через все стихотворение
проходит мысль о женском идеале. Если в начале стихотворения это
«гений чистой красоты», то в конце, композиционно завершая произведение,
звучит:
И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В памяти остаются слова, из которых соткано «чудное мгновение»,
образ любимой.
Обратимся к сюжету пушкинского стихотворения: в нем жизнь
поэта, его судьба, источник вдохновения. «Я помню чудное мгновенье:
передо мной явилась ты…» (первая встреча А. С. Пушкина
с А. Керн), «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной
суеты…» (годы жизни в Петербурге), «шли годы. Бурь порыв
мятежный рассеял прежние мечты…» (Южная ссылка), «в глуши,
во мраке заточенья тянулись тихо дни мои…» (Михайловское). Гениальность
Пушкина состоит в том, что ему понадобилось всего
несколько строк, чтобы сказать о пережитом за многие годы.
Стихотворение можно «разбирать» построчно, находить эпитеты,
метафоры, сравнения. Можно говорить об особенностях синтаксиса.
Так, инверсия («грусти безнадежной», «порыв мятежный»,
«голос нежный») вносит завораживающую интонацию. Нельзя не
обойти вниманием и лексику: такие слова, как «заточенье», «божество
», «воскресли», «вдохновенье», «упоенье», «виденье» придают
произведению особую торжественность.
Это стихотворение адресовано А. П. Керн. Но, на мой взгляд,
мастерство поэта состоит именно в том, что каждая читательница
воспринимает это послание как обращенное и к ней тоже. Мастерство
поэта, как мне кажется, кроется и в создании идеала женственности,
которому непременно хочется следовать. А еще нести в себе нежность,
тайну, любовь — все то, что дает силу и «вдохновенье».