Повествователь — человек искренний, верный своим убеждениям, но не догматик, он постоянно проверяет их новым опытом. Прочитав рассказ Радищева о помещике-тиране, помещике-мучителе, бесчеловечном злодее, он не мог скрыть от читателя, что подобные помещики не исключение,- он сам знал совершенно такого же «знаменитого земледельца». Но, рассказав о подобном радищевскому помещику, он не скрыл и конец истории хозяйствования своего знакомого — крестьяне не смогли больше терпеть, взбунтовались, и помещик «был убит своими крестьянами во время пожара». Повествователь должен был признать вступление в действие закона, по которому «тяжесть порабощения» порождает бунт, кончающийся убийством помещика.
Повествователь, познакомившись с книгой Радищева И честно оценив свой прежний опыт и новые впечатления, вынужден был признать утопичность идей общности интересов помещика и крепостного. Концепция, казавшаяся такой незыблемой («благосостояние крестьян тесно пронизано с благосостоянием помещиков; это очевидно для цепкого»),- рухнула.
Проповедовать же народную революцию Пушкин не мог. Поэт был вынужден отказаться от поисков путей решения судеб народа и родины. Но понимание, что социальной силой, способной обновить Россию, уничтожить рабство и завоевать свободу может только ныне порабощенное сословие, обусловило пристальное внимание к народу, напряженное изучение его жизни и борьбы, его социальных требований, его нравственных идеалов, создаваемой им культуры. Вот почему в последние три года он работает над повестью «Кирджали» (1834), поэтическим циклом «Песни западных славян» (1834), драматическими «Сценами из рыцарских времен» (1835) и романом «Капитанская дочка» (1835-1836).