«Истинная заслуга Жуковского состоит в том, что он ввёл в русскую поэзию романтизм», — как сказал В. Г. Белинский во второй статье из цикла статей «Сочинения Александра Пушкина». В основе романтического миросозерцания лежит конфликт между внутренним миром художника и окружающей его действительностью. Возможностям цивилизации и прогресса романтики противопоставляют тягу к бесконечному, к абсолютным и безусловным идеалам. В стремлении утвердить свои взгляды они обращаются к религии, искусству, миру природы, жизни экзотических народов — то есть ко всему, что не похоже на обыденную жизнь.
Таким образом, принимая во внимание, литературное направление, можно полагать, что природа в поэзии Жуковского — это нечто иное, как отражение внутреннего мира человека, состояния его души.
Рассмотрим элегию « Вечер», написанную в 1806 г. Жуковский не зря выбрал именно это время суток. Вечером природа приоткрывает человеку свои тайны, именно в это время суток происходят чудесные изменения во взаимодействии человека с природой. Элегия начинается описанием ручья:
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Жуковский совсем не интересуется так называемыми предметными признаками, как-то: широкий, узкий, глубокий. Но его привлекают признаки эмоциональные, воздействующие на душу: «тихая … гармония», «сверкание». Создавая картины природы, поэт говорит о своих переживаниях и передаёт своё настроение. И мы понимаем, что не только ручей обладает «тихой… гармонией», но и душа поэта в эту минуту «светлая» и «тихая».
Чтобы произвести на читателя более сильное впечатление, Жуковский изображает природу в движении:
Чуть слышно под ручьём колышется тростник;
Глас петела вдали уснувши будит сёлы…
Часто использует олицетворение: «рощи спят», «луч зари … умирает»; метафоры: «восточных облаков хребты», вводитэмоци- ональные эпитеты, то есть показывает отношение художника ко всему, что его окружает, его душевное состояние: «О тихое небес задумчивых светило».
Но мотив природы неизбежно переплетается с мотивами воспоминания, судьбы, от которой не уйдёшь, злого рока. Созерцание природы возвращает к былым времена:
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Говоря об отражении в образе природы души человека, нельзя не упомянуть элегию «Славянка», написанную в 1815 г., которая является шедевром русской пейзажной лирики.
Но природа в изображении Жуковского не только зеркало души поэта, она, если так можно сказать, объект преклонения. Жуковский воспевает, превозносит её величие и мощь. Его стихотворения «Горная дорога» (1818), «Близостьвесны» (1822), «Море» (1822), «Ночь» (1823) и другие наполнены огромной любовью. Это своеобразные гимны природе.
Жуковский выбрал очень интересное композиционное построение элегии «Море». Первая часть — это минуты спокойствия:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Вторая часть — описание моря во время шторма:
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
Третья часть—минуты после шторма, когда море ещё не успело успокоиться:
Но, полно прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны…
А четвертая часть — успокоение.
Подход Жуковского к написанию стихотворений замечателен тем, что он широко использует принцип олицетворения. Например, море в данной элегии выступает как живое существо:
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Ни одно из произведений Жуковского не звучит так убедительно, как «Невыразимое» (1819). Главный его тезис: «Невыразимое подвластно ль выраженью? » Мысль, которую пытается доказать автор, заключается в том, что в словах можно описать лишь внешнюю красоту, которая действительно достойна восхищенья:
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Стирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Природа поистине прекрасна, но поэзии дано познать лишь самую малую, поверхностную её часть. Невозможно увидеть глубину, тайны природы. В стихотворении ставится вопрос о пределах «земного языка» и искусства. И тому и другому доступна только внешняя красота природы, но передать её «святые таинства» слова искусства бессильны. К ним можно только приблизиться, но лишь сердцем, чувством и душой. И поэзия должна стать условным «ключом» для передачи невыразимого, то есть именно с помощью поэзии можно не только изобразить природу, но и выразить чувства. Главное в поэтическом слове не предметное значение, а раскрытие переживаний и состояния поэта. Отсюда можно понять роль эпитетов и метафор в поэзии Жуковского.
В некоторых стихотворениях Жуковский использует аллегорические и символические образы природы.
Аллегория — прямое соответствие между художественным образом и абстрактной идеей. Примером такого произведения служит «Дружба», созданная в 1805 г.
Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О Дружба, это ты!
Символ является более многозначным по сравнению с аллегорией. Характерен с этой точки зрения, например, романс «Цветок» (1811). Цветок — этосимвол несчастливой любви, символ прошлого, неизбежного злого рока:
Минувшая краса полей,
Цветок увядший, одинокий,
Лишён ты прелести своей
Рукою осели жестокой.
Увы! нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает:
С тебя листочек облетел —
От нас веселье отлетает.
Нельзя сказать, что тема природы в поэзии Жуковского существует сама по себе. Она тесно связана со многими мотивами, например мотивами любви, дружбы, судьбы, воспоминания. Но всё-таки она занимает одно из ведущих мест в творчестве поэта.