А. С. Пушкин и В. А. Жуковский. Учитель и ученик. Величайшие поэты, чей вклад в русскую литературу неоценим. Жуковский был поэтом-романтиком. В. Г. Белинский писал: «Истинная заслуга Жуковского состоит в том, что он ввёл в русскую поэзию романтизм». В романтических произведениях отражается вся глубина души поэтов. Они воспринимают окружающую действительность с особых позиций, пересоздавая её соответственно своим идеальным о ней представлениям.
Что же касается Пушкина, то его взгляды на окружающую действительность менялись от романтических до реалистических под влиянием жизненного опыта, но важно подчеркнуть, говоря словами Белинского, что он «созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический».
Рассмотрим сначала произведения Жуковского.
Элегия «Вечер» (1806) начинается описанием ручья:
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Важно отметить, что поэт использует эмоциональные эпитеты: «тихая… гармония», «дремлющая природа» и другие. Ему совершенно не важны предметные описания природы. Но мы понимаем, что не только природа находится в равновесии, но и душа поэта спокойна и светла. Подчеркнём также, что в элегии природа изображена в движении:
Чуть слышно над рекой колышется тростник,
Глас петела вдали уснувши будит силы…
Но мотив спокойствия неизбежно переплетается с мотивом воспоминания, неизбежного рока.
В своих произведениях Жуковский воспевает величие и красоту природы, его произведения своеобразные гимны природе. Это и «Горная дорога» (1818), и «Море» (1822).
Элегия «Море» отличается своеобразным построением сюжетной линии. Сначала поэт показывает море в минуты спокойствия, затем рисует разбушевавшуюся стихию и успокоение морских просторов. Характерной особенностью лирики Жуковского является олицетворение образов природы. Море представляется нам живым существом:
Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
В своем творчестве Жуковский постоянно подчеркивал, что человеку не дано не только постигнуть тайны природы, но и описать её красоту в поэзии. Об этом он пишет в стихотворении «Невыразимое» (1819): «Светлые таинства, лишь сердце знает вас…» Жуковский говорит, что человеческий язык не в состоянии оспаривать величие природы:
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и лёгкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту,
И разновидное с единством согласила!
В романтических произведениях Пушкина, как и в произведениях Жуковского, присутствуют образы-символы, с помощью которых поэт выражает свои чувства, переживания: горы, море, птичка. Например, в стихотворении «Птичка» (1823) поэт описывает старинный обычай: на Благовещенье выпускать на волю птичку. Но образ птички символичен, он олицетворяет свободу, которую не дано получить поэту.
Как и Жуковский, Пушкин обращается к образу моря. Это и дань романтизму, и попытка лирического героя выразить собственные мысли. Прощаясь с морем, называя его «свободной стихией», он прощается с юностью, беззаботностью. Он употребляет эпитет « гордый »(«… и блещешь гордою красой ») — и это очень характерно для романтиков. Гордость, бунтарство, непокорность, одиночество, то, что близко им по духу.
Но самое главное то, что природа для Пушкина является источником творческого вдохновения. В стихотворении «Деревня» (1819) он пишет:
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает творческий процесс рождения поэзии. Для Пушкина природа представляет собой источник философских размышлений о вечности жизни, о бренности существования, о смене времён и поколений. Так, стихотворение «Вновь я посетил…» (1835) начинается описанием тех мест, куда возвратился поэт после долгих скитаний. Но здесь описана не абстрактная природа, а Михайловское. Пушкин говорит об общем законе жизни: всё в мире не вечно, а меняется с течением времени.
…и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я.
Здесь мы видим образы-символы: сосны и молодая поросль олицетворяют старое и новое поколение. Поэт, уже не юноша- романтик, а зрелый, мудрый человек, очень просто, без пафоса говорит о своем отношении к смерти. Человек — часть природы и живёт по её законам. А значит, уход естественен, его не следует бояться.
Таким образом, мы видим, что природа в восприятии Жуковского и Пушкина различна. Для Жуковского это предмет восхищения, воспевания, возможно, даже преклонения. Образы природы становятся символами в его поэзии, многие стихотворения являются гимнами природе. Для Пушкина же природа — источник философских размышлений о смысле жизни. Она вдохновляет поэта на создание новых шедевров. То есть мы поняли, что природа играет важную, хотя и различную роль в творчестве поэтов.