Великий русский поэт А.С. Пушкин в своем творчестве создал замечательную сокровищницу национального искусства слова- специфику русской стилистики, выразительных средств языка, художественных приемов образного отражения действительности. Одним из наиболее ярких примеров, отражающих особенности пушкинского мировоззрения и художественного своеобразия его творчества, является образ природы. Попытаемся показать это как на примере собственно пейзажной лирики Пушкина, так и на примере ряда его произведений, где природные образы играют особо важную, значительную роль.
При чтении пушкинских стихотворений о природе сразу обращают на себя внимание необыкновенные точность и яркость изображения, гениальное умение поэта в лаконичной художественной форме передать необычайно емкое и глубокое содержание, отобразить все многообразие оттенков чувств и переживаний лирического героя. Поскольку жанр сочинения не позволяет охватить весь объем поэзии Пушкина, постараемся доказать эту мысль посредством анализа стихотворений поэта, посвященных зимней русской природе.
Возьмем, например, замечательное стихотворение «Зимний вечер».
Казалось бы, здесь описывается обычное для русского человека явление природы — зимняя вьюга. Однако эту привычную вьюгу Пушкин описывает очень подробно и необычно: глаза, ухо поэта выделяют в ней различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идет чисто зрительное, общее впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит в поле снежные вихри. Далее поэт переходит к самому голосу вьюги, его многообразным, причудливым переходам и оттенкам: то завывание зверя (скорее всего, волчий вой), то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко заблудившегося в пути.
Обратим внимание и на то, что весь отрывок характеризуется необыкновенной динамичностью, полок движения, жизни. Это достигается щедрым использованием глаголов движения: вьюга «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Особую роль в создании образа вьюги играют повтор (первая и последняя строфы) и звукопись: нагнетание гласных «о», «а» само по себе прекрасно передает вой ветра.
Вообще образ зимы, описания зимней природы достаточно часто встречаются как в поэзии, так и в прозе Пушкина и чаще всего связаны с образами родины, всем тем, что так дорого и близко поэту и любому русскому человеку. Так, описание вьюги в «Зимнем вечере» переходит в воспоминая о няне — одном из самых родных для Пушкина людей, приобщившей его к народной культуре, впервые открывшем ему поэтическую прелесть и красоту русской сказки. Пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога» неразрывно связан с образами долгой дороги, русской тройки и песнями ямщика, отражающими мятежность и противоречивость российской натуры:
…То разгулье удалое.
То сердечная тоска.
Образы дороги и «нетерпеливого коня», желание «предаться бегу» возникают и в финале «Зимнего утра» — стихотворения, очень поэтично передающего блеск и краски зимней природы:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Здесь мы также отмечаем родственную близость поэта народному творчеству, русским сказочным традициям, что проявляется в соединении образа возлюбленной лирического героя с образом красавицы — «звезды севера».
Фольклорные мотивы, связь с народной песней прослеживается и в стихотворении «Еще дуют холодные ветры…», проникнутом радостным предчувствием наступающей весны, когда «распустятся клейкие листочки, // Зацветет черемуха душиста».
В творчестве Пушкина, особенно в его прозаических произведениях, пейзаж интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей характер происходящих событии. Таково, например, описание буранной оренбургской степи, где происходит первая встреча Гринева с Пугачевым, которую М. Цветаева назвала одной из «встреч — испытаний» героев. Именно здесь Пугачев делает свой выбор по отношению к Гриневу, выбирая путь человеческий, а не позицию волка — не бросает его в буранной степи. Образ бушующей грозной стихии, вьюги, заметающей путь, усиливает также символический план этого эпизода «Капитанской дочки», поясняя идейное значение пугачевской фигуры — «вожатый», выводящий на правильную дорогу и, одновременно, борец, готовый к испытаниям, сопротивлению трудностям ради своего дела.
В пушкинской «Метели» зимние образы оттеняют переживания персонажей. Образ метели, с одной стороны, усиливает смятение, неустроенность Бурмина и Марьи Гавриловны и, одновременно, их решимость бороться за собственное счастье, доказать свою любовь. С другой стороны, он является своеобразным символом судьбы, разлучившей героев, к «испытания» их любви долгой разлукой. Особое место в повести занимает и символический белый цвет. Не случайно сначала Бурмин видит Машу в белом платье у пруда, а затем на фоне ослепительно белого снега — воплощения чистоты и непорочности.
В южный период особое место в пушкинском творчестве занимают образы моря. Поэт романтизирует ссылку, которая как бы соответствует потребностям его души, его духовному росту:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Волнуйся подо мной угрюмый океан.
Центральная тема этого стихотворения — ощущение новых впечатлений, необходимых для духовного роста, нравственного очищения. Отсюда мотив свободы и тесно связанные с ним мотивы романтического бегства из отеческих краев и возрождения души, которая устремляется к стихийной жизни природы, воплощенной в образе океана.
Однако наиболее полно романтические принципы Пушкина воплощаются в его поэмах, где южный пейзаж выполняет две основные функции: служит одним из средств создания местного колорита и отражает основные черты бунтующей, неспокойной натуры романтического героя.
Особенно ярко это проявилось в «Кавказском пленнике», где Кавказ выступает как свободная и дикая стихия, с которой контрастирует романтический герой, не свободный от оков цивилизации и потому чуждый этой природе.
Говоря о лирике Пушкина, следует отметить, у него не так уж много стихотворений, где природа имеет самостоятельный, единственно- самоценный характер, способствуя созданию образа лирического героя. Его едва ли можно отнести к поэтам, в творчестве которых центральное место занимает пейзажная лирика, как, скажем, А. Фета.
Гений и величие Пушкина проявляются именно в его стремлении к вселенской гармонии, синтетическом мировидении. Поэтому можно сказать, что все его творчество — непрерывное и последовательное создание целостной картины мира в единстве человека и природы; синтеза естественного, природного и рационального, человеческого начал. В этом отношении интересно рассмотреть пейзаж и основные природные образы стихотворения «Анчар».
Образ анчара — «древа яда» — выступает в стихотворении как символ мирового зла. Примечательно, что у Пушкина зло как бы изолировано в природе, окружено смертью. Отсюда оксюморонный, по сути, образ «зелени мертвой» — мертвящего, а не животворного начала. Символическую образы тигра и птицы как самого сильного и самого слабого существ и, одновременно, земного и небесного подчеркивают авторскую идею о том, что зло в естественной природе никогда не используется сознательно, животные никогда не обращаются ко злу ради утверждения своей силы:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
Зло в природе стихийно, что иллюстрируется такими глаголами, как «блуждая», «набежит», в то время как в человеческом обществе оно осознанно и именно поэтому страшно и опасно. Рациональное начало в человеке, жажда власти над себе подобным и порождает вселенское зло. Таким образом, пейзаж в «Анчаре» служит всестороннему раскрытию авторской идеи, а символические образы природы служат для создания целостной поэтической картины мира, что вообще типично для пушкинского творчества.
Так, например, море, ветер, гроза выступают как символы свободы, порывов мятежного духа лирического героя, его стремления освободиться от оков неволи:
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот —
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
Стихотворение «Эхо» наглядно иллюстрирует, как самое обыденное явление, проза жизни может послужить темой для поэтического произведения. Природный образ эха символизирует у Пушкина поэта, отзывчивого на все явления окружающей жизни:
…На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Итак, природа занимает очень важное место как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве Пушкина. В его лирике она может играть как самостоятельную роль, отражая чувства лирического героя, так и носить символический характер, иллюстрируя или поясняя авторскую мысль. В пушкинской прозе пейзаж чаще всего выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с характером повествования и настроением действующих лиц.