Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Проблема воспитания молодого дворянина в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова

Сочинение на тему «Проблема воспитания молодого дворянина в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова»

Несмотря на то, что в начале XIX века самым распространённым литературным направлением в России был романтизм, в творчестве многих писателей того временя появлялись уже черты реализма. Впервые они встретились в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», писателем же, создавшим большую часть своих произведений под влиянием этого направления, был А. С. Пушкин. И Пушкина, и Грибоедова, как писателей-реалистов, интересовало общество и его влияние на человека, формирование личности средой, именно поэтому значительное место в их творчестве занимала проблема воспитания.

Пушкин и Грибоедов были дворянами, героями их произведений чаще всего становились люди этого сословия, и, говоря о воспитании, они также прежде всего, имели в виду дворянство. Проблема воспитания молодого дворянина поднята Грибоедовым в комедии «Горе от ума», а Пушкиным в романах «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».

В описании детства Чацкого, Софьи и Онегина можно найти немало общих черт. Так, Софье отец «умел… принанять // В мадам Розье вторую мать», и за Онегиным Madarne «ходила», «потом Monsieur её сменил». Чацкий в разговоре с Софьей упоминает танцмейстера Гильоме — француза, «подбитого ветерком». «Ветрен и беспутен до крайности» был и француз-учитель из романа «Капитанская дочка». И хотя, по словам Гринёва, «в то время воспитывались… не по-нынешнему» (события романа происходят в XVIII веке), мосье Бопре, выписанный Петруше из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла», не отличается ни от учителей Чацкого и Софьи, ни от Monsieur Г Abbe («француза убогого», как называет его Пушкин). Как воспитатель Онегина,

Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой, —

так и Бопре не утруждал Петрушу учебой: «Каждый из нас занимался своим делом», — вспоминал Гринёв. Чацкий прав, говоря, «что нынче, так же, как издревле, // Хлопочут набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле?». За столетие ничего не изменилось, и единственными «признаками» «ученья» у «менторов» остались «колпак… халат, // Перст указательный», а не научные знания.

И Пушкин, и Грибоедов осуждают доверие русских семей иностранным учителям. Намного больше, чем Бопре, ценит Петруша своего крепостного дядьку Савельича, хотя и с иронией описывает, как «под его надзором на двенадцатом году выучился… русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».

Как Савельич на протяжении всего романа сопровождает Петрушу, заменяя ему отца, так и няня Татьяны была ближе ей, чем родители девушки. От неё Таня слышала «страшные рассказы», которые «пленяли… сердце ей», няне она призналась в том, что влюблена в Онегина. Именно влияние, оказанное на девушку средой, в которой она росла, помогло Татьяне остаться искренней и естественной, в отличие от грибоедовской Софьи. Обе девушки были «чужими» в своих семьях: Софье «сна нет от французских книг» и Татьяне романы «заменяли все», но увлечение «обманами Ричардсона и Руссо» никогда не вытесняло в Татьяне любви к «привычкам милой старины». В Софье же, напротив, естественность убивали не столько сентиментальные романы, сколько общественная мораль «грех не беда, молва не хороша», в соответствии с которой и воспитывалась девушка.

Как и Софью, личность Евгения Онегина во многом сформировал высший свет. Очутившись «на свободе», юноша был мгновенно принят светом, ибо обладал всеми необходимыми в обществе качествами: был привлекателен, «по-французски совершенно // Мог изъясняться и писал; // Легко мазурку танцевал // …кланялся непринужденно» и «истинный был гений» в «науке страсти нежной». Всего этого было достаточно, чтобы «…свет решил, // Что он умён и очень мил». Важно отметить, что такие же критерии ума были и у фамусовского общества — по словам самого Павла Афанасьевича, французов нанимают для того, чтоб «…дочерей всему учить, всему— // И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!»

Попав в общество, где «воспитаньем… немудрено блеснуть», Онегин вначале с радостью предаётся развлечениям, но вскоре ему наскучивает праздное существование. «Однообразная» и «пестрая» светская жизнь привела к тому, что «рано чувства в нём остыли» и «русская хандра // Им овладела понемногу».

Совершенно иначе сложилась судьба Петруши Гринёва. Росший, как и Онегин, «недорослем», Гринёв также мечтал «о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Но отец Гринёва, когда тому минуло шестнадцать лет, вместо столицы отправляет сына на службу в Оренбург, ибо хочет, чтобы Петруша научился не «мотать и повесничать», а был бы «солдат, а не шаматон». Старый Гринёв оказывается прав — неизменно следуя отцовскому завету «беречь честь смолоду», Петруша в любой ситуации поступает согласно нравственным принципам, искренне и чистосердечно.

В отличие от Грибоедова, во многом ещё находившегося под влиянием просветительских идей, Пушкину были важны не столько знания, которыми обладал учитель, сколько его влияние на поведение и характер воспитанника. Пушкин разводит понятия «образование» и «воспитание» и намного больше ценит последнее. Многие герои его произведений не получили достаточного количества знаний, но являются образцами нравственности (Татьяна Ларина, Маша Миронова). И напротив, блестящее образование вовсе не служит признаком духовного развития человека. Так, Швабрин, учителем которого был сам Тредиаковский, тем не менее, самый отрицательный персонаж «Капитанской дочки».

Иное отношение к образованию у А. С. Грибоедова. Именно с ним связано понятие ума в пьесе «Горе от ума». Настоящим умом драматург считает «ум, алчущий познаний», ум просвещённого человека. Будущее, по мнению Грибоедова, за образованными людьми — не случайно ум Чацкого так пугает членов фамусовского общества, принадлежащих «веку минувшему» и мечтающих «собрать все книги да сжечь». С ужасом говорят московские жители о лицеях, школах, гимназиях и университетах, поскольку понимают, что именно там набирается новое поколение сторонников вольнолюбивых идей (так, племянник княгини Тугоуховской учился в Петербургском педагогическом университете).

Есть упоминание о лицее и в «Евгении Онегине» — автор, будучи образованным человеком, с радостью вспоминает «те дни, когда в садах лицея» он «безмятежно расцветал».

Ещё один способ получить хорошее образование — обучение за границей. По этому пути пошёл сам Чацкии, и именно ему он обязан своими знаниями и широтой взглядов. Пушкин, как и Грибоедов, пишет о зарубежно» образовании, но придаёт ему иное значение. По мнению поэта, жизнь за границей не столько даёт молодому дворянину новые знания, сколько отрывает его от жизни. Ленский, по его словам,

…из Германии туманной
Привез…
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный.

«Поклонник Канта и поэт», он видел лишь «туманну даль» и «романтические розы», образование не помогло Ленскому, не приспособленному к жизни, избежать ранней гибели. «Недоросль» же Петруша Гринёв, напротив, находит выход из самых сложных ситуаций и обретает тихое семейное счастье с Машей Мироновой.

Так, Пушкин на протяжении всего творческого пути показывает, насколько воспитание, формирование нравственных основ личности важнее полученного человеком образования, в то время как Грибоедов, наоборот, говорит о необходимости Просвещения. Но, несмотря на различия, в пушкинском и грибоедовском отношении к проблеме воспитания молодого дворянина можно найти немало общих черт. Оба писателя обличают свет, где «…все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь», ибо и Грибоедов, и Пушкин понимали, что система образования, существовавшая в то время, несовершенна, и именно поэтому недалекие Фамусовы и скучающие Онегины преобладают над Чацкими и гриневыми.

Авторские путешествия по топовым местам россии traveler.market/puteshestviia/rossiia.