Вы находитесь: Главная страница> Фет Афанасий> Психологизм любовной лирики Фета («Сияла ночь»)

Сочинение на тему «Психологизм любовной лирики Фета («Сияла ночь»)»

Наверное, любой, кто прочтет эти удивительные строки великого русского поэта А. А. Фета, не задумываясь, ответит на вопрос, о чем это стихотворение. Конечно же, о любви. О самом сильном, волнующем, загадочном, о самом многообразном и изменчивом чувстве человека. О чувстве, которое не может оставить равнодушным ни одного человека на земле. Казалось бы, о самой любви здесь не сказано ни слова. А о любимой девушке — лишь одна строка. Но на самом деле любовью пронизано в произведении каждое слово, каждый слог, каждый звук. В этом заключено удивительное мастерство Фета-лирика, настоящего мастера в передаче самых тонких человеческих переживаний, самых неуловимых движений человеческой души. Стихотворения А. А. Фета о любви — это лирическая исповедь пылкого, взволнованного сердца. Душа лирического героя раскрывается перед нами, подобно прекрасному цветку, наполняя все вокруг теплотой, красотой, музыкой. Любовь возвышает и облагораживает человека, открывает в нем самое лучшее, самое чистое. И потому именно в любви человек — наиболее правдив и наиболее откровенен. Любовь героя позволяет нам лучше узнать и понять его, а стихотворения поэта о любви позволяют заглянуть в самую глубину его души: Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалить неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью. Любовь сродни красоте, а у Фета эти два понятия сливаются воедино. Если человеческая душа способна любить, она прекрасна. Потому любовь, как и красота, не требует лишних слов. О ней не нужно кричать во всеуслышание. Достаточно нескольких еле уловимых штрихов — и все вокруг наполняется таинственным и волшебным светом. И сердца переполняются чувством красоты и любви: * …Заговорило, зацвело * Все, что вчера томилось немо, * И вздохи кеба принесло * Из растворенных врат Эдема. А. Фет писал о любви так, как не писал никто — ни до него, ни после. У него предметы — не предметны, чувства — не названы. Они существуют не сами по себе, а как знаки неких тончайших душевных состояний. Поэт не говорит о любви прямо, а лишь несколькими штрихами, оттенками, намеками вызывает в душе читателей те ассоциации, которые связаны с этим великим чувством. Основная тема в произведениях Фета всегда развивается как бы «за словами», между строк. Это тончайшее чувство, невыразимое словами, невероятно сильное и интимное: * Какое счастие: и ночь, и мы одни! * Река — как зеркало и вся блестит звездами; * А там-то… голову закинь-ка да взгляни: * Какая глубина и чистота над нами! * О, называй меня безумным/ Назови * Чем хочешь: в этот миг я разумом слабею * Ив сердце чувствую такой прилив любви, * Что не могу молчать, не стану, не умею! Да, А. Фет не мог молчать о том, что происходило в его живом, пылком сердце. Название одного из сборников его стихотворений — «Вечерние огни» — выражает то главное, что всегда больше всего волновало поэта. Это главное — тайна человеческого духа итого огня, который «сильней и ярче всей Вселенной». Именно-любовь дает, по мнению автора, основную силу этому огню, снова и снова разжигая и постоянно поддерживая его жар: * Не жизни жаль с томительным дыханьем. * Что жизнь и смерть? А жаль того огня, * Что просиял над целым мирозданьем, * И в ночь идет, и плачет, уходя. Как это часто бывает у Фета, здесь любовные переживания перекликаются с философскими размышлениями о смысле жизни, о сущности человеческой души, а также с утверждением единства ума, сердца и духа. В своих стихотворениях поэт воспроизводит самые разнообразные переживания и нюансы любовного чувства. Это и любовное томление, и радость встречи с любимой, и восторженное любование женщиной, и упоение красотой возлюбленной. Но это также и ревность, и горечь разлуки, и скорбь при воспоминании об утраченной любви, и раскаяние за ошибки, и страдание от безответности любовных переживаний, и предчувствие расставания: * Чем тоске, и не знаю, помочь; * Грудь прохлады, свежительной ищет, * Окна настежь, уснуть мне невмочь, * А в саду над ручьем во всю ночь * Соловей разливается-свищет. * На заре только клонит ко сну. * Но лишь яркий багрянец замечу * Разгорюсь — и опять не усну. * Знать, в последний встречаю весну * И тебя на земле уж не встречу. Особое место в интимной лирике поэта занимает цикл стихотворений, посвященных Марии Лазич и наполненных горестным переживанием разлуки с ней и последующей утраты. Гибель любимой женщины многое перевернула в сознании поэта. Именно теперь к нему пришло более глубокое осознание любви — неповторимого и естественного чувства. Всю дальнейшую жизнь он продолжал вспоминать, говорить и петь об этой любви, выражать свои чувства в высоких, прекрасных, удивительных стихах: * Не избегай; я не молю
* Ни слез, ни сердца тайной боли, * Своей тоске хочу я воли * И повторять тебе: «люблю». * Хочу нестись к тебе, лететь, * Как волны по равнине водной, * Поцеловать гранит холодный. * Поцеловать — и умереть! Эти стихотворения о любви так же разнообразны по форме и содержанию, как и выражаемые поэтом чувства. Здесь мы встречаем и любовную медитацию, и исповедь любящего сердца, и лирические послания, и возвышенные песни о любви, и романтические, грустные элегии. «У любви есть слова, те слова не умрут», — писал А. А. Фет. Эти слова живут в глубине любящего сердца. И услышать их может только сердце другого человека. Потому что, высказанные на бумаге, они словно теряют свою силу. Поэтому любовь в его произведениях еле уловима, она высока и прекрасна, чувственна и бессмертна. Она, как и сама человеческая душа, наполнена яркими красками, тончайшими оттенками. Она переменчивая и непредсказуемая, но всегда живая, сильная, заполняющая все жизненное пространство вокруг лирического героя и незаметно вовлекающая всех нас в это волшебное пространство. И какие бы изменения ни происходили в душевном состоянии героя и самого поэта, любовь единственное чувство, которое никогда не исчезало и не проходило даже с гибелью любимой женщины. Не случайно уже на склоне лет, в одном из лучших своих стихотворений, Фет напишет: * Та трава, что вдали на могиле твоей, * Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей… * Какое счастие: и ночь, и мы одни! * Река — как зеркало и вся блестит звездами; * А там-то… голову закинь-ка да взгляни: * Какая глубина и чистота над нами! * О, называй меня безумным! Назови * Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею * И в сердце чувствую такой прилив любви, * Что не могу молчать, не стану, не умею! * Я болен, я влюблен; но, мучась и любя — * О слушай! о пойми! — я страсти не скрываю, * И я хочу сказать, что я люблю тебя * Тебя, одну тебя люблю я и желаю! * 1854 * Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали * Лучи у наших ног в гостиной без огней. * Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, * Как и сердца у нас за песнию твоей. * Ты пела до зари, в слезах изнемогая, * Что ты одна — любовь, что нет любви иной, * И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, * Тебя любить, обнять и плакать над тобой. * И много лет прошло, томительных и скучных, * И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, * И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, * Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. * Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, * А жизни нет конца, и цели нет иной, * Как только веровать в рыдающие звуки, * Тебя любить, обнять и плакать над тобой! * 2 августа 1877