Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Пушкин унылая пора очей очарованье

Сочинение на тему «Пушкин унылая пора очей очарованье»

«Очей очарованье» — именно так называл осень А. С. Пуш­кин, ведь известно, что это было его любимое время года. Мне кажется достаточно простым объяснение, почему осень, а не зима, не весна, не лето. Дело в том, что в осени есть таинственность, даже нечто мистическое, чего нет в других временах года. Зима — время, когда вся природа замирает; лето — время, когда жизнь, наоборот, кипит; весна — вре­мя возрождения. А вот осень — время умирания. Печальное и великолепное зрелище. Как легко понять поэта, которому для вдохновения необходимы сильные эмоции и впечатления! Осень дает ему эти впечатления. Смотреть на хрупкую осен­нюю красоту и понимать, что это знак угасания — все равно что видеть молодого красивого человека, больного неизле­чимой болезнью. Сочетание несочетаемого. Вот поэтому у Пушкина «уныние» и соседствует с «очарованием»:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Кстати, в этом же довольно масштабном стихотворении Пушкин сравнивает осень с «чахоточной девой», которая при­влекает к себе тем, что на ней лежит печать обреченности. Пушкин любит осень за то, что другие не терпят в ней. Она влечет его, как «нелюбимое дитя в семье родной».

Именно в силу этого влечения Пушкина к «унылой поре» он посвящает ей самые проникновенные свои строки. Довольно трудно, не задумываясь, вспомнить стихи Пушкина, посвя­щенные любимым всеми временам года, — весне и лету, а вот «осенние» строки из «Евгения Онегина» сразу приходят на ум:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась…

Благодаря ему осень считается самым поэтическим време­нем года, хотя и самым тоскливым.

Под влиянием Пушкина или нет, но другие поэты часто обращались в своем творчестве к осени. Естественно, каждый

 

воспринимает это время года по-своему, но есть и что-то общее у всех поэтов, пишущих об осени. Возможно, это на­лет светлой грусти, которую не могут вызвать иные време­на года. Например, у Тютчева есть строки:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Здесь, как во многих стихотворениях Тютчева, мне слы­шится что-то особенное, пушкинское. Но, разумеется, Тют­чев воспринимает это время года по-иному. Для него, поэта, чья душа является «жилицей двух миров», осень — время любви, отдыха и покоя, одновременно странным образом чем- то напоминающее время возрождения и страсти — весну. Это довольно-таки странное восприятие. У Пушкина мы ни­когда такого не встретим. Однако для Тютчева, вся поэзия которого — состояние «двойного бытия», такая двойствен­ность вполне естественна:

Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас…

Таков уж Тютчев: даже в умирании он уже чувствует возрождение.

Каждый поэт, видя перед собой, по сути, ту же карти­ну, что и все остальные, привносит в нее что-то свое. Но в этом и состоит задача художника: искренне передать то, что он видит, но пропустив через призму своего восприятия. Как яркий пример можно привести строки стихотворения Не­красова «Железная дорога»:

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит…

Вот она — некрасовская осень. Воздух-то тот же, что у Пушкина и Тютчева, картина похожа, но автора невозмож­но спутать ни с кем. Особенно читая слова «здоровый, ядре­ный» или «словно как тающий сахар». В картину осени впле­тается никогда не изменяющая Некрасову знаменитая «на­родность».

Все-таки Некрасов — поэт гражданский, социальный. Для него не существует того, что называют «чистой поэзией», творчеством ради творчества. Любое его стихотворение име­ет строгую направленность. Мне вспоминается еще одно его «осеннее» стихотворение:

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

Строки знаменитые, но гораздо менее известно их про­должение. А дальше идет речь о том, что пахарь не может сжать последнюю полосу на поле из-за своей болезни. У Не­красова мотив умирания природы и угасания человека накла­дываются друг на друга. И от этого картина осени приобретает еще большую мрачность. Хотя в данном случае не она играет главную роль в стихотворении, являясь лишь фоном.

Так видели осень разные поэты. Каждый по-разному. И все же все перечисленные авторы поэтизировали осен­нюю пору. Пусть иногда мрачно, но как потрясает! А сколько еще поэтов и писателей обращались к осени, черпая в ней вдохновение…

Если же говорить о моем личном отношении к этому вре­мени года, то я люблю осень. Люблю за ее таинственность, за чистоту, за то, что она своей умирающей красотой каж­дый раз обещает что-то смутное, но прекрасное. Возможно, новое возрождение. И еще: в осени много ярких красок, но все они гармонируют друг с другом. Все-таки весной и летом краски ярче, но слишком уж разнообразны, а иногда крича­щи. В них нет той гармонии, что бывает осенью. Думаю, бла­годаря этому Пушкин называет самое печальное время года «очей очарованье».