«Очей очарованье» — именно так называл осень А. С. Пушкин, ведь известно, что это было его любимое время года. Мне кажется достаточно простым объяснение, почему осень, а не зима, не весна, не лето. Дело в том, что в осени есть таинственность, даже нечто мистическое, чего нет в других временах года. Зима — время, когда вся природа замирает; лето — время, когда жизнь, наоборот, кипит; весна — время возрождения. А вот осень — время умирания. Печальное и великолепное зрелище. Как легко понять поэта, которому для вдохновения необходимы сильные эмоции и впечатления! Осень дает ему эти впечатления. Смотреть на хрупкую осеннюю красоту и понимать, что это знак угасания — все равно что видеть молодого красивого человека, больного неизлечимой болезнью. Сочетание несочетаемого. Вот поэтому у Пушкина «уныние» и соседствует с «очарованием»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Кстати, в этом же довольно масштабном стихотворении Пушкин сравнивает осень с «чахоточной девой», которая привлекает к себе тем, что на ней лежит печать обреченности. Пушкин любит осень за то, что другие не терпят в ней. Она влечет его, как «нелюбимое дитя в семье родной».
Именно в силу этого влечения Пушкина к «унылой поре» он посвящает ей самые проникновенные свои строки. Довольно трудно, не задумываясь, вспомнить стихи Пушкина, посвященные любимым всеми временам года, — весне и лету, а вот «осенние» строки из «Евгения Онегина» сразу приходят на ум:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась…
Благодаря ему осень считается самым поэтическим временем года, хотя и самым тоскливым.
Под влиянием Пушкина или нет, но другие поэты часто обращались в своем творчестве к осени. Естественно, каждый
воспринимает это время года по-своему, но есть и что-то общее у всех поэтов, пишущих об осени. Возможно, это налет светлой грусти, которую не могут вызвать иные времена года. Например, у Тютчева есть строки:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Здесь, как во многих стихотворениях Тютчева, мне слышится что-то особенное, пушкинское. Но, разумеется, Тютчев воспринимает это время года по-иному. Для него, поэта, чья душа является «жилицей двух миров», осень — время любви, отдыха и покоя, одновременно странным образом чем- то напоминающее время возрождения и страсти — весну. Это довольно-таки странное восприятие. У Пушкина мы никогда такого не встретим. Однако для Тютчева, вся поэзия которого — состояние «двойного бытия», такая двойственность вполне естественна:
Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас…
Таков уж Тютчев: даже в умирании он уже чувствует возрождение.
Каждый поэт, видя перед собой, по сути, ту же картину, что и все остальные, привносит в нее что-то свое. Но в этом и состоит задача художника: искренне передать то, что он видит, но пропустив через призму своего восприятия. Как яркий пример можно привести строки стихотворения Некрасова «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит…
Вот она — некрасовская осень. Воздух-то тот же, что у Пушкина и Тютчева, картина похожа, но автора невозможно спутать ни с кем. Особенно читая слова «здоровый, ядреный» или «словно как тающий сахар». В картину осени вплетается никогда не изменяющая Некрасову знаменитая «народность».
Все-таки Некрасов — поэт гражданский, социальный. Для него не существует того, что называют «чистой поэзией», творчеством ради творчества. Любое его стихотворение имеет строгую направленность. Мне вспоминается еще одно его «осеннее» стихотворение:
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Строки знаменитые, но гораздо менее известно их продолжение. А дальше идет речь о том, что пахарь не может сжать последнюю полосу на поле из-за своей болезни. У Некрасова мотив умирания природы и угасания человека накладываются друг на друга. И от этого картина осени приобретает еще большую мрачность. Хотя в данном случае не она играет главную роль в стихотворении, являясь лишь фоном.
Так видели осень разные поэты. Каждый по-разному. И все же все перечисленные авторы поэтизировали осеннюю пору. Пусть иногда мрачно, но как потрясает! А сколько еще поэтов и писателей обращались к осени, черпая в ней вдохновение…
Если же говорить о моем личном отношении к этому времени года, то я люблю осень. Люблю за ее таинственность, за чистоту, за то, что она своей умирающей красотой каждый раз обещает что-то смутное, но прекрасное. Возможно, новое возрождение. И еще: в осени много ярких красок, но все они гармонируют друг с другом. Все-таки весной и летом краски ярче, но слишком уж разнообразны, а иногда кричащи. В них нет той гармонии, что бывает осенью. Думаю, благодаря этому Пушкин называет самое печальное время года «очей очарованье».