Вы находитесь: Главная страница> Пастернак Борис> Размышления о романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Сочинение на тему «Размышления о романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»»

Роман «Доктор Живаго»… художественное завещание духовной жизни.
Б. Пастернак
Нобелевская премия в 1958 году была присуждена Пастернаку «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму, Пастернак ответил: «Благодарен, рад, горд, смущен». Но на следующий день начались преследования. В судьбе Бориса Леонидовича Пастернака, как и в судьбе очень многих наших деятелей культуры, проявилась трагедия русской интеллигенции XX века. Выстрадав и осознав эту судьбу, он сумел отразить ее в своем прекрасном романе «Доктор Живаго».
Все основные герои этого романа — интеллигенты в полном смысле этого слова. И, конечно, сказать обо всех невозможно. Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями только о четырех героях, судьбы которых, я думаю, типичны. Это Живаго, его жена Антонина, Павел Антипов и его жена Лариса.
Юрий Андреевич Живаго рано остался без родителей. Родственники помогли ему получить образование и воспитание. Он стал прекрасным врачом. Но еще в гимназии мечталось ему создать что-то из художественной прозы, в юности начал писать стихи. Впоследствии творчество стало главной его страстью.
Юрий Андреевич Живаго женился на Тоне, дочери профессора химии. Но лишь несколько лет им удалось прожить совместной счастливой жизнью. Началась война с немцами, и Живаго оставил молодую жену с сыном. После Февральской революции они вновь вместе в холодной и голодной Москве. А весной 1918 года они едут на родину предков Антонины, на Урал. И там, чтобы выжить, как робинзоны занимаются сельским хозяйством. Так прожили год, может быть, лучший в жизни Живаго. А потом закружило.
За последние годы он много передумал о революции, о России, о своем месте в событиях. Первое время он воспринимал Октябрьскую революцию как обновление. Но скоро увидел, что слова и дела новых руководителей сильно расходятся. Его душе противно двуличие, которое захватило всю страну. Юрий очень переживает: «Неужели в жизни уже ничего не видать, кроме этих на протяжении долгих лет не меняющихся шалых выкриков и требований, чем дальше, тем более нежизненных, неудобопонятных и неисполнимых?» Так в отчаянии думает он порой. Я думаю, что Человек с большой буквы не может иначе думать. Живаго не может славословить новую власть, как этого требуют коммунисты. Нетрудно понять его, когда он объясняет невозможность служить этой власти: «Конечно, я не с ними. Но мне трудно примириться с мыслью, что они герои, светлые личности, а я — мелкая душонка, стоящая за тьму и порабощение человека». А хочет-то эта «мелкая душонка», в отличие от «героев» и «светлых» личностей, лишь права на собственное счастье с любимыми людьми, права свободно думать и творить.
На войне нельзя оставаться в стороне от схватки. И Юрий Андреевич, помимо своей воли, убивает в одном из боев человека, чтобы спасти свою жизнь. В описании этого боя есть одно очень сильное место, которое прямо-таки за душу берет. Партизан атакуют белые. «Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества… молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья? Других он словно встречал в театральной или уличной толпе в былые годы. Их выразительные, привлекательные
физиономии казались близкими, своими… Пули партизан почти поголовно выкашивали их». Да, быть убитыми стало судьбой многих русских интеллигентов. И сколько их, образованных людей, погибло в неграмотной стране?.. Я считаю, что никакая цель не оправдывает убийство людей, тем более своих же братьев и причем ее лучшей половины.
После этого боя желание уйти из отряда стало очень сильным. Живаго убегает и возвращается к семье. Но не находит ее. Лишь позже узнает, что они уехали в Москву, откуда жену, ее отца и детей принудительно выслали за границу. Эта временная разлука стала бессрочной. И писатель выразительно показывает еще одну трагедию интеллигенции: потерю Родины. У этих людей оставалась лишь надежда на то, что, несмотря на переход в другое подданство, они скоро вернутся, и каким-то неведомым образом все уладится. Но, увы, лишь немногим удалось вернуться на Родину, а многие из них так и не нашли там себе места и чахли от тоски по Родине. Да и на «своей земле» у них была нелегкая судьба.
Вершиной трагической жизни Юрия Живаго, взлетом всех его чувств становится его любовь к Ларе Гишар, полуфранцуженке по крови, но русской по духу и чувствам. Описание этой любви — лучшие места в романе. Но разлука оказалась неизбежной. Лариса Федоровна имела высшее образование. Она тонко чувствует искусство, очень женственна. В гражданскую войну ей пришлось очень несладко, события швыряли ее, как щепку. Судьба ее после расставания с Живаго не прослеживается, но, несомненно, она глубоко несчастна, ведь рядом нет любимого человека. И над гробом Юрия Андреевича она восклицает о том, как страшно жить и какая ужасная вещь — жизнь.
Война дважды сталкивала Живаго с Павлом Антиповым, мужем Ларисы. Павел Павлович был сыном дорожного мастера и революционера. Имел «большие» способности, в том числе «способность приобретать и сохранять знания, почерпнутые из беглого чтения». С детских лет он был влюблен в Ларису и ради нее пошел в университет, сделался учителем. Во время совместной жизни с Ларисой у них сложились хотя и «хорошие, но слишком непростые отношения». Поэтому Павел уходит добровольцем на войну. Попал в плен. И воспользовавшись тем, что его считали убитым, взял новую фамилию — Стрельников.
Павел Стрельников был озлоблен на «смеющуюся, безнаказанную наглость разврата маменьких сынков, студентов белоподкладочников и купчиков», на «тунеядцев», замечательных тем,
что они ничем себя не утрудили. И вот, ослепленный обидой, слепо поверивший в идеалы революции, он стал ее карающим мечом. «Во все эти места он сваливался, как снег на голову, судил, приговаривал, приводил приговоры в исполнение быстро, сурово, бестрепетно». И таких людей было множество.
Но в конце концов Стрельников оказался марионеткой в чужих руках. Коммунисты воспользовались им, результатами его побед и карательных действий. А когда пришла победа, захотели избавиться от таких, как он, беспартийных военных, которые стали теперь не нужны. Павла Павловича собираются предать военному суду. Он бежит и, затравленный, застреливается. Читая об этом, я вспоминала, сколько же таких красных командиров погибло от рук палачей или покончило с собой и в гражданскую, и позже, в 1937-м…
После долгих мытарств Юрий Андреевич возвращается в Москву. Некоторое время ему еще удавалось писать книги и издавать их кустарным способом. Он перебивается случайными заработками. И это врач с высшим образованием! К новому режиму Юрий так и не смог привыкнуть. У него не выдерживает сердце, и он умирает.
Роман завершается эпилогом. В нем мы можем проследить судьбу тех, кто сумел на первых порах приспособиться к режиму, что ожидало их потом.
Михаил Гордон, школьный товарищ Живаго, в тридцатые годы попадает в лагерь, в котором редкие выживали. Когда началась война, зекам предложили завоевать свободу в штрафных батальонах. Михаил чудом уцелел и стал лейтенантом. А скольких нет?..
Нашей интеллигенции всегда доставалась нелегкая доля, а в этот период она была кошмарной. Страшные утраты понесла наша интеллигенция, и будем надеяться, что когда-нибудь зарубцуется эта ужасная рана. Ведь культуру народа нельзя уничтожить. Сегодня она вновь впитывается нами, великая, человеческая, непреходящая.
На мой взгляд, роман Б. Пастернака — это роман-предостережение. «Доктор Живаго» можно назвать энциклопедией жизни интеллигентов в начале XX века. Читая роман «Доктор Живаго», мы будем всегда помнить об этой трагедии и не повторим ее. Это произведение Бориса Пастернака меня так поразило, что оно стало моей любимой книгой.