В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги Андрея Платонова. Чем необычен писатель Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, тем, что проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиции современной личности, впитавшей в себя культуру, историю России, достижения всего мира.
Среди них повесть “Ювенильное море”, созданная в 1934 году и дошедшая до читателя лишь в 1986-м. В ней с необычайной убедительностью автор отразил абсурдность жизни в первые годы коллективизации и попытался предсказать будущее страны.
Перед нашим взором предстает мясосовхоз “нумер сто один”, к которому инженер-электрик Вермо добирался в течение пяти дней по вымершей земле. Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхоза Умрищев отдает абсурдные приказы: рожать детей по графику, обрывать былинки на пешеходных тропинках, — а в целом хозяйством не занимается. В свое время он приехал из центра, где были созданы отделы по планированию “безвестных времен на тридцать лет вперед”. Эти задачи невыполнимы, поскольку для их решения “требуется вечность”.
В изображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина. Платонов, как и великий сатирик, показывает происходящее в гиперболической и гротескной форме: люди живут в огромных выдолбленных тыквах; радея о мясосовхозе, Федератовна не спит уже полгода. Вермо мечтает вместо “ветхих форм животных” завести бронтозазров для получения “по цистерне молока в один удой”.
Писатель подчеркивает, что в этом обществе к человеку относятся как к еще одной производительной единице. Вермо, глядя на Босталоеву, размышляет, “сколько гвоздей, свечек, меди и минералов можно химически получить из тела Босталоевой”. Жалость приравнивается к преступлению. “Ведь миллиарды разных людей умерли бесполезно. Что же вы одну-то стоите жалеете. Мало ли на свете жителей осталось!.. Жалейте хоть меня, если в вас гнилой либерализм бушует!” — возмущается Божев возле тела повесившейся Айны, на похоронах которой люди будут плакать только из приличия. Милосердие и доброта отрицаются полностью, счастья личной жизни не существует, его заменил труд. За годы гражданской войны и коллективизации люди забыли, что такое любовь. Вермо считал, что “любовь — это изобретение, как и колесо, и человек… долго обвыкался с любовью, пока не вошел в ее необходимость”. Становится ясно, что в этой “стране трудного счастья” тяжело и страшно всем людям.
Несмотря на небольшие размеры произведения, проблематика повести достаточно сложна. Платонов поднимает социально значимые для 30-х годов проблемы будущего страны, путей ее развития, методов хозяйствования и общечеловеческие проблемы — добра и зла, счастья, свободы личности. Все поступки герои повести совершают с пафосом, но писатель обращает внимание на ложность этого пафоса. Как пример, можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрывая их абсурдность. Босталоева призывает увеличить надои молока и количество мяса, не увеличивая поголовья взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит физиологии животного.
Необычен и язык писателя: он сопоставляет несопоставимые понятия (“ударный поцелуй”, “кипящая вселенная”, “безысходная энергия”), намеренно использует косноязычие (“смотреть друг в друга”, “пошла… нечаянно рядом”), иронию и сарказм (несмотря на то что совхоз находился “в русле речки, высохшей лет тысячу тому назад”, на открытом месте, обдуваемом всеми ветрами, автор отмечает: “Гуртовая база была расположена разумно и удобно”, а ее директор “любил все темы, кроме скотоводства”), политическую лексику (“либерализм”, “оппортунизм”), газетные штампы.
У персонажей повести “говорящие” имена и фамилии. Это еще один способ, с помощью которого автор раскрывает образ. Вермо ассоциируется со словами “верный”, “верность”. Он человек, навсегда преданный тому, во что поверил однажды. Фамилия Умрищев словно происходит от слова “умереть”; такие, как он, не способны жить в новом обществе. Божев, как Господь Бог, может судить и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична, сменила отчество с приходом новой власти. Надежда Босталоева олицетворяет грядущую победу над “классовым врагом”. Все это помогает писателю ярче передать особенности того времени.
С этой же целью автор мастерски использует многие художественные детали: голые ноги доярок, потемневшие от нехватки порошка зубы Босталоевой, спящие на земляном полу пастухи — все указывает на бедственное положение людей и хозяйства страны.
Немалую роль играет в произведении пейзаж. Он помогает увидеть параллель между скудной природой степи и положением государства в целом: “редкий ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни и прочих непищевых, бедных трав”, “трава утомилась жить под солнцем”, “скучная сила осеннего ветра и зимняя пурга, поющая о безысходности жизни”. Сама “мертвая природа” отвергает возможность построения счастливого социалистического общества на нищей земле.
Создавая портрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам. Противопоставляя глаза Умрищева, в которых находилось “постоянное углубление в коренные вопросы человеческого общества и всего текущего мироздания”, глазам Босталоевой, в которых светится “классовая вражда”, Платонов подчеркивает огромную нравственную пропасть между ними.
Поражает жестокость героев. Хотя Вермо и пытается облегчить труд человека, все его мысли направлены на “убийства всех врагов”. Ужасает образ Босталоевой, мечтающей “разбить и довести до гробовой доски действующего классового врага”, и образ Федератовны, говорящей, что “многих нужно убить”. Наиболее безнравственны Божев и Священный. Их черствость, подозрительность и деспотичность становятся яркой приметой диктаторского режима.
Особая роль отводится “невыясненным” людям, к которым относится и Умрищев. Писатель показывает деградацию человека, -находящегося под гнетом тоталитарной системы, постепенное превращение его в винтик, в человекоробота. Ведь Умрищев в конце концов смиряется с навязанным образом жизни и отказывается от своих взглядов.
В “Ювенильном море” А. П. Платонов выступает как провидец, предсказывая будущее. В этом повесть схожа с романом-антиутопией Е. И. Замятина “Мы”. Как и Замятин, Платонов показывает последствия бесчеловечной политики государства. И даже сегодня, спустя столько лет, картины, изображенные в повести, ужасают и заставляют читателя задуматься над тем, какую цену приходится платить за социалистические идеи.
Повесть называется “Ювенильное море”, и рядом автор дает пояснение— “море юности”. Возможно, имеется в виду юность, молодость, а значит, и неопытность страны. Как и человек в молодости, государство готово идти на любые безрассудства (уничтожение народа, переделку природы и всего земного шара), но скоро оно повзрослеет и поймет все свои ошибки.