Творческая деятельность А.С. Пушкина разворачивалась в одну из переломных эпох российской истории. В 1791 году, за девять лег до рождения великого поэта, вышла в свет книга, очень правдиво и рельефно отразившая начало ломки старых феодальных отношений — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Тринадцатилетний Пушкин стал свидетелем Отечественной войны 1812 года, события, явившегося для лучших людей эпохи источником национальной гордости и спустя несколько лет — горячего патриотического воодушевления декабристов.
Гениальная творческая одаренность сочеталась в Пушкине с передовым, революционным в своей сущности мировоззрением. Поэт принадлежал к тем лучшим людям из дворян, которые встали под знамена декабризма. «Восславив свободу» вслед за Радищевым, сумев придать русской литературе огромную просветительскую силу и глубину, он стал поэтическим вдохновителем декабристского движения.
Поэт вступает в литературное общество «Зеленая лампа», являвшееся негласным отделом декабристского «Союза Благоденствия», встречается со многими участниками будущего восстания на Сенатской площади — Якушкиным, Луниным, Никитой Муравьевым и другими, посещает их собрания — «сходки», и повсюду Пушкин ведет смелые политические беседы «насчет небесного царя, а иногда царя земного», везде читает свои пламенные стихи, в которых резко выступает против политической реакции. Особенно большое общественно-политическое значение имели так называемые «вольные стихи» поэта: «Лицинию», ода «Вольность», первое послание к Чаадаеву, «Деревня».
Так, в стихотворении «Лицинию» устами лирического героя поэт провозглашает свое общественно-политическое и нравственное кредо: «…Л рабство ненавижу». Можно с уверенностью сказать, что эта идея была в сердце каждого офицера, вышедшего 14 декабря 1825 года к зданию Сената.
Обращаясь к историческому прошлому, Пушкин справедливо доказывает, что свобода является необходимым условием гармоничного развития любого общества, каждой нации: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Одна из задач настоящего поэта — борьба за справедливость и равенство, правдивое изображение жизни общества и обнажение его пороков:
В сатире праведной порок изображу
И нравы сих веков потомству обнажу.
Эта мысль логически развивается и в пушкинской оде «Вольность»:
Хочу воспеть свободу миру.
На тронах поразить порок.
Здесь Пушкин утверждает близкий декабристам политический идеал конституционной монархии, выступая против существующих несправедливых «законов гибельного позора», «неправедной власти» и «грозного гения» рабства. Поэт выступает с гневным обличительным монологом, бичующим «тиранов мира», призывая их склониться «под сень надежную закона». Однако пушкинский призыв о восстании, обращенный к «падшим рабам», — это призыв не столько к политическому выступлению, сколько к восстанию духа, народному самосознанию, осознанию необходимости справедливой и законной власти. Для поэта очевидно, что закон призван выполнять две основные функции: с одной стороны, карать пороки общества, с другой — обеспечивать равные права его граждан, эти две функции — карающая и охранительная — обеспечивают, по Пушкину, гармонию в государстве, «народов вольность и покой».
Гневный протест против социального неравенства и беззакония отражен также в пушкинской «Деревне»: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона», — гак справедливо оценивает поэт современное ему состояние российского общества. В конце стихотворения он горько восклицает в надежде увидеть «народ не угнетенный» и «рабство, падшее по манию царя».
В первом послании к Чаадаеву («Любви надежды, тихой славы…») поэт дает своеобразный собирательный портрет поколения декабристов, главными чертами которого являются причастность к событиям российской и мировой истории, потребность в общественных переменах, дух социального оптимизма, патриотизма, гражданственности, вера в собственные силы, в то, что «Россия воспрянет ото сна». Для этого поколения личное неотделимо от социального, частное соединяется с общим, общественным. Не случайно в стихотворении возникает такая параллель:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуту верного свиданья.
Основным недостатком большинства поэтов своего времени, принадлежавших к школе Батюшкова, Жуковского, Пушкин, как и писате- ли-декабристы, считал отсутствие в их лирике общественно-значимых тем, концентрацию на узко личных мотивах, окрашенных часто в монотонные, унылые гона. Лирика же Пушкина откликается на все стороны жизни, гармонична, исполнена как глубоких и искренних личных переживаний, так и высоких гражданских чувств и порывов. Свое литературное дело, как и декабристы свою общественно-политическую деятельность, он приравнивает к патриотическому служению Родине.
Свободолюбивые идеалы Пушкина, его верность идеям и идеалам декабристов остались непоколебимыми и после его «милостивого» возвращения Николаем I из ссылки. В связи с первой годовщиной казни декабристов поэт пишет стихотворение «Арион», смело подчеркивая в нем теснейшую внутреннюю связь между собой и теми, кому он «пел», — погибшими декабристами-единомышленни-ками. Особенно красноречиво об этом свидетельствует одна из заключительных строк стихотворения, где лирический герой поэта говорит о себе: «Я гимны прежние пою». И это не было простым поэтическим оборотом: «прежними гимнами», безусловно, явилось и вдохновенное стихотворное обращение Пушкина к сосланным на каторгу декабристам «Во глубине сибирских руд», и «Анчар» — необычайно яркий по силе и философской глубине поэтический протест против рабства, против угнетения человека человеком.
В послании «В Сибирь» также проявился глубокий историзм художественного мышления Пушкина. Здесь поэт прозорливо предсказывает дальнейшее развитие русской истории и общественно- политической мысли:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Таким образом, Пушкину удалось четко осознать и поэтически выразить основное значение декабристского движения: декабристы начали «брожение умов» в передовом российском обществе, из «искры» их протеста впоследствии «возгорелось пламя» русской революции.
В стихотворении сливаются воедино скорбь и вера в торжество правды: «несчастье» — «надежда»; «дружество» и «мрачные затворы». Послание заканчивается как вдохновенный гимн декабристам:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Однако справедливыми оказались не только пушкинские оценки событий отечественной истории. Не менее важную роль сыграла фигура великого поэта и в деле реальной поддержки деятелей разгромленного декабристского движения. В то время как многие представители дворянского общества отреклись от них, Пушкин в стихотворении «Стансы», обращенном непосредственно к самому Николаю I, осмелился гласно призвать царя быть «незлобивым» памятью — отпустить декабристов на свободу. Начиная с этого времени, мотив призыва «милости к падшим» становится одним из настойчивых мотивов пушкинского творчества.
Итак, фигура Пушкина имеет важное значение в декабристском движении: его основная роль состояла в поэтическом освещении и утверждении общественно-политических идей и идеалов декабристов. В своем творчестве поэт утверждает величие и непреходящее значение подвига тех, кто потерпел жестокое поражение в борьбе с самодержавием.
В заключение следует отметить, что Пушкин явился не только самым поэтически сильным выразителем идей и стремлений декабристов, но и силой гениального дарования сумел преодолеть в своем творчестве разобщенность с народной средой, присущую деятельности декабристов, сумел, как никто до него, приблизиться к народному слову, к народному духу, и создал произведения, ставшие близкими и понятными самым широким народным массам. Это и сделало Пушкина величайшим русским национальным поэтом.