1. В. Г. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин”.
2. Историзм произведения.
3. Лирические отступления в романе.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «“Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».
Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой… Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.
Авторские лирические отступления раскрывают перед читателем особенности и закономерности эпохи, характеризуют отношение самого Пушкина к разным явлениям общественной или частной жизни.
В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет — огромный срок. Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:
Волшебный край, там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидро венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.
Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.
У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком яв-ны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.