Одна из главных героинь романа — Ольга Ларина. В произведении Пушкина она является воплощением так называемого книжного типа «северной девы»:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
Её портрет — типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Уже с детства младшая из сестер Лариных соответствовала представлениям родителей о благонравном, послушном ребенке:
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный.
Образ Ольги представляется слишком совершенным, что вызывает сомнение в искренности авторского восхищения. Объективное отношение поэта к героине прослеживается в критическом взгляде Онегина:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
В раннем творчестве Пушкина неоднократно был воспет подобный образ. Поэт находился под властью романтических представлений, которые с годами развеялись. Поэтому автор романа признается:
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Зрелого Пушкина уже не восхищает холодная красота, за которой скрывается лишь бездуховность и пустота. Поэт отдает дань своему юношескому увлечению романтизмом, создавая образ Ольги, признавая при этом смену своих идеалов и взглядов.
Такие девушки, как Ольга, являются наследницами практического опыта, продолжателями традиций, поэтому неудивительно, что в романе она повторяет судьбу своей матери. Прасковья Ларина была выдана замуж и увезена в деревню, где поначалу «рвалась и плакала», а затем привыкла к скуке деревенской жизни и «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять». Из светской кокетки она превратилась в уездную помещицу:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь…
Прасковья Ларина стала заботливой матерью, хранительницей домашнего очага. За повседневными делами проходила спокойно её жизнь. Очевидно, что Ольгу ждет та же судьба: обычная семейная жизнь, хозяйство, дети.
В свое время героиня получила обычное для деревенской барышни воспитание: французский, танцы, вышивание, навыки ведения хохяйства. Впереди Ольга не видит неожиданностей, загадок и затруднений. Во Владимире Ленском давно видит своего будущего мужа, готовится повторить жизнь своей матери и идет по ее пути. Пушкин показывает, как одно поколение, следуя извечному закону, сменяет другое, повторяя его в основных чертах.
Образ младшей из сестер Лариных также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин — Ольга — Ленский. Данный треугольник является мнимым, так как Ольга видит в Евгении лишь потенциального жениха своей сестры, а Онегину младшая из сестер Лариных вообще не нравится. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.
Образ младшей из сестер Лариных является также ключом к раскрытию образа Ленского. Юный поэт — романтик страстно любит «холодную» красавицу. Его душа ищет вдохновения и совершенства во всем, поэтому он наделяет Ольгу чертами, которых в ней нет:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Ещё любить осуждена.
Ленский ослеплен любовью, поэтому он не замечает примитивности Ольги, которую сразу же заметил Онегин. Младшая из сестер Лариных для Владимира — идеал, совершенство, поэтому его так сильно ранит её невинная шалость, кокетство с Евгением. Ошибочность романтических представлений о мире приводит к гибели юного поэта:
…Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!…
Без Ольги нет подхода к раскрытию характера Татьяны. Несмотря на то, что сестры очень любят друг друга, обе выросли в деревне, получили одинаковое образование, они очень разные.
Ольга — типичная героиня сентиментального романа, однако Пушкин отмечает, что её образ уже «наскучил» читателю и самому поэту. Образ Татьяны рассказывает об явлении новом и редком в русской литературе: «Я так люблю Татьяну милую мою». Пушкин уделяет особое внимание имени героини, подчеркивая, что это имя раньше не употреблялось другими авторами:
И что ж? Оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины…
В романе дается два портрета Ольги, которые показывают её внешнюю красоту. При этом нет ни одного портрета Татьяны, лишь подчеркивается её бледность: «Татьяны бледные красы», «Бледна как тень», «Она дрожала», «сидит не убрана, бледна».
Характер Татьяны раскрывается через описание её поведения, мыслей, чувств. Пушкин показывает богатый внутренний мир героини, поэтому не даёт её портрета. Ольга духовно пуста, она привлекательна лишь внешне. Душевная восприимчивость Татьяны как бы противопоставлена действиям Ольги, которая по своей природе не способна на глубокие и сильные чувства.
Большое место в жизни двух сестер занимает любовь. Ольге нравятся романтические признания Ленского, но она не может оценить и понять всю силу его любви, поэтичность души. Поэтому после смерти Владимира она «не долго плакала», и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего её, стерся из памяти Ольги:
Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек её вниманье…
Улан умел её пленить…
Татьяна почерпнула образ идеального возлюбленного из романов, которыми сильно увлекалась, как и все девушки того времени:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё…
Онегин сразу же становится предметом мечтаний чувственной девушки. В нем она видит все те качества идеального возлюбленного, которыми обладают герои сентиментальных романов. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
О глубине чувств Татьяны говорит её письмо к Онегину. Поступая, как героиня романа, против всех правил приличия, она открывает свою душу и «вручает» свою судьбу Онегину. Однако Евгений, не оценив искренности и силы любви девушки, читает ей холодную отповедь. Татьяна же остается верна своему чувству всю жизнь:
И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть её кипит,
И об Онегине далёком
Ей сердце громче говорит…
Когда Онегин вновь встречается с Татьяной в Петербурге, то страстно влюбляется в нее. Однако Татьяна просит Евгения оставить её, несмотря на то, что всё ещё любит его:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви, в отличие от Ольги.
Таким образом, все персонажи романа весьма важны для раскрытия основной идеи произведения. Образ Ольги Лариной представляет собой классический тип «северной девы». Ольга — воплощение русской дворянки, призванной продолжить род, осуществлять смену поколений. Образ этой героини также важен для развития сюжета и раскрытия образов Ленского и Онегина. С помощью такого художественного приема, как антитеза, Пушкин показывает глубину, нравственную чистоту и совершенство своей любимой героини — Татьяны.
Белинский сказал об Ольге: « Она из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».
Гончаров же писал: «Характер положительный — пушкинская Ольга и идеальный — его же Татьяна. Один — безусловно пассивное выражение эпохи, тип, отливающий, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».