И было сердцу ничего не надо,
Когда пила я этот жгучий зной…
«Онегина» воздушная громада,
Как облако, стояла надо мной.А. Ахматова
Первый русский реалистический роман в стихах «Евгений Онегин» положил начало новому прогрессивному течению в литературе — критическому реализму. Надо сказать, что этот переход дался Пушкину нелегко. На Западе к этому времени реализм еще не сформировался, и выход в свет «Евгения Онегина» явился сенсацией и для русской, и для мировой литературы. Это было ново. Несмотря на то, что Пушкин продолжал создавать романтические произведения, уже с первой главы «Онегина» мы видим перед собой подлинно реалистический роман.
Пушкина не удовлетворяла, возможно, односторонность изображения человека в романтических произведениях. В романе «Евгений Онегин» он борется за всестороннюю характеристику героя, за полный охват действительности, за правдивое объективное повествование. Этот-то широчайший охват жизни России, богатство идей и глубина образов и явились причинами того, что Виссарион Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» и «в высшей степени народным произведением».
А что такое энциклопедия? Это книга, которая на многие интересующие вопросы дает точные и полные ответы. Подобно этому, «Евгений Онегин» дает нам исчерпывающую, яркую характеристику современной ему жизни. В романе слились воедино повествование о жизни крестьян и «высшего общества», характеристика быта и воспитания дворян, описания состояния дорог и жизни театра. И мы не видим в этом абсурда. Пушкин так умело переходит от одного описания к другому, что порой не замечаешь этого. Все авторские характеристики, мысли, выводы точны. Жанр романа в стихах давал волю критическому пушкинскому уму.
Замечательно то, что автор не боится меткого, порой злого обличения. Так он описывает воспитание молодых людей, оторванное от национальной почвы, потому что занимаются им иностранцы-гувернеры. Вот и выходят в жизнь «самолюбивые посредственности», занимающиеся пустым времяпрепровождением, балами. Круг молодежи следующий: «гусары отпускные», «невест обширный полукруг», «красавицы», «франты записные», которые «кажут на балах свое нахальство, свой жилет и невнимательный лорнет». Не могут эти дворяне принести пользу Отечеству.
А вот провинциальное дворянское общество, которое Пушкин охарактеризовал так:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
У этих людей нет никакой перспективы, планов на будущее, они не живут, а пребывают.
Что ж мой Онегин? Полусонный
В пост лю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Вот и перешел Пушкин от жизни дворян к повседневным заботам простых людей. Характеризуя торговлю, когда на лес и сало обмениваются разные безделушки, Пушкин дает будто бы нравоучение. Он обличает смешение языков, осуждает состояние дорог. Словом, во всем, о чем повествует Пушкин, мы чувствуем его живую и страстную натуру, и в дополнение к многочисленным героям присоединяется еще и образ автора, незримо присутствующий на протяжении всего романа. В каждой строчке, как мне кажется, можно почувствовать его отношение к происходящему.
Необыкновенно широка тематика «Евгения Онегина». Всесторонне раскрыта в нем русская действительность. Точно первое определение Белинского. Но в чем смысл второго? По-моему, служение своему народу — долг настоящего писателя, а народность — ценнейшее качество литературы. Писателя можно назвать народным, если он ставит в своих произведениях такие вопросы, которые имеют важное значение для народа. Содержание народных произведений должно быть доступно широким массам. Вот уж воистину определение работы Пушкина, его методов и приемов. Белинский — строгий критик, завоевать похвалу которого трудно, а тут — «народное в высшей степени произведение». Я уверена, со мной согласятся многие, что это, конечно, недаром.
Проблемы, раскрываемые в романе, важны. Пушкин ставит насущные вопросы о духовной жизни, исканиях русской дворянской интеллигенции двадцатых годов XIX века. Исчерпывающие характеристики обогащают читателей романа настоящими знаниями, а выбранный жанр — роман в стихах — способствует лучшему пониманию основной цели, темы произведения.