Вы находитесь: Главная страница> Пастернак Борис> Роман «Доктор Живаго» (1946-1955)

Сочинение на тему «Роман «Доктор Живаго» (1946-1955)»

История Нобелевской премии. 23 октября 1958 г. Борису Пастернаку
была присуждена Нобелевская премия по литературе за «выдающиеся
достижения в современной лирической поэзии и на традиционном
поприще великой русской прозы». Пастернак ответил телеграммой
в этот же день секретарю Нобелевского комитета: «Бесконечно
благодарен, растроган, горд, удивлен, смущен».
А 29 октября Борис Пастернак послал в Комитет совсем другую телеграмму:
«В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество,
к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного
мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный
отказ». Что же произошло за неделю? — Настоящая травля
писателя, отразившая чудовищную идеологизированную атмосферу
в стране, в которой долгие годы царил культ личности Сталина. Пастернаку
приклеили ярлык «антисоветского писателя».
Сын Пастернака Евгений Борисович в своей статье «Нобелевская
премия Пастернака», написанной после вручения ему золотой медали
Нобелевского лауреата за отца, воспроизводит текст письма своего
отца в Президиум Союза писателей (само письмо было уничтожено):
«Ничто не заставит меня отказаться от чести, оказанной мне, современному
писателю, живущему в России и, следовательно, советскому.
Но деньги Нобелевской премии я готов перевести в Комитет защиты
мира». И все же он отказался от премии, хотя позже узнал, что
на Западе прошла мощная поддержка в его защиту.
Современному читателю уже трудно понять, почему роман Пас-
тарнака «Доктор Живаго» был назван антисоветским и вызвал такую
злобу и в писательских кругах, и у общественности.
С удивлением узнаешь, что среди тех, кто гневно возмущался творчеством
Пастернака, были талантливые писатели и поэты, такие как
В. Солоухин, С. Баруздин, В. Шкловский, А. Безыменский, С. Антонов,
С. Смирнов и др.

Сюжет

Маленький десятилетний мальчик Юрий
Живаго плачет над могилой матери. Ему очень
горько и одиноко от сознания того, что отец
их бросил и что когда-то они были сказочно
богаты, а теперь бедны. Его уводит с кладбища дядя Николай Николаевич
Веденяпин, расстриженный по собственному прошению поп,
которому предназначена в романе роль историка и философа. Николай
Николаевич увозит его в усадьбу Воскобойникова.
Одновременно с этим печальным событием в жизни юного Живаго
происходит и другое. В поезде уже три дня вместе с отцом едет
в Москву Миша Гордон, который стал свидетелем самоубийства
одного веселого и богатого пассажира, оказавшегося отцом Юры
Живаго.Миша еще не знает, что они будут с Юрием близкими друзьями.
В поезде едет также адвокат Комаровский, подтолкнувший,
как выяснилось, отца Юры к самоубийству и сыгравший впоследствии
в его жизни роковую роль.
В усадьбе Воскобойникова Юра знакомится с Никой Дудоровым,
сыном террориста Дудорова, очень экзальтированным мальчиком,
чувствующим в себе силы повелевать природой. Но между Юрой
и Никой не возникает симпатии.
Параллельно с жизнью и взрослением главного героя развивается
линия судьбы Ларисы Гишар. Она дочь Амалии Карловны Гишар,
приехавшей с Урала в Москву. Устроиться в Москве этой легкомысленной
женщине с двумя детьми помогает адвокат Комаровский, ее любовник.
Лара уже достаточно взрослая, чтобы понимать двусмысленность
положения своей матери, зависящей от этого человека. Но
самое страшное у Лары впереди — она вдруг осознает, что нравится
Комаровскому и ей не избежать падения в пропасть.
Юра вместе с дядей возвращается в Москву и поселяется у Свен-
тицких, дальних родственников. Он знакомится с семьей профессора
Громеко, дружит с Тоней Громеко и Мишей Гордоном, они составляют
вместе «триумвират, помешанный на проповеди целомудрия».
Лара, соблазненная Комаровским, с ужасом думает о последствиях
своей постыдной связи, но в то же время она не может порвать
с любовником своей матери, он же ловко манипулирует неопытной
девушкой, в глубине души осознавая ее незаурядность. Лара живет
двойной жизнью. Она дружит с мальчиками-гимназистами — Никой
Дудоровым и Пашей Антиповым, которые ее боготворят, особенно
Паша Антипов. В Москве строят баррикады, город объят революцией.
Молодежь находится в восторженном, приподнятом настроении.
Громеко везет Мишу и Юру к виолончелисту. Мальчики присутствуют
при очень неприятном моменте — в двадцать четвертом номере
отравилась Амалия Гишар. Здесь же находилась и Лара вместе
с адвокатом Комаровским, оставшимися довольными, что Амалию
удалось спасти. Юрий испытал потрясение, догадавших о тайных
отношениях между Ларой и красивым мужчиной в годах.
Юра, Тоня и Миша становятся взрослыми: Юра — врач, Тоня —
юрист, Миша — филолог. Врач Юрий Живаго пишет стихи, ему
свойственно поэтическое видение мира. Анна Ивановна, мать Тони,
перед смертью просит пожениться Юру и Тоню.
Лара страшно страдает от своей связи с Комаровским, ей кажется,
что он источник всех ее бед и страданий. Три года она скрывается
от него в семье Кологривовых, куда устроилась воспитательницей.
У неё возникает навязчивая идея убить адвоката. Взяв пистолет, она
отправляется в дом Комаровского, но его не оказалось дома. Она
идет к Паше Антипову и просит его немедленно повенчаться с ней.
Она сидят в темной комнате, и только на подоконнике горит свеча.
Свет этой свечи видит проезжающий по улице Юрий Живаго. «Свеча
горела на столе. Свеча горела…». Пламя свечи оказалось роковым
в дальнейшей судьбе двух главных героев романа.
Лара все же выстрелила в Комаровского, но промахнулась. Это
случилось на елке у Свентицких. Юра опять видит эту странную
девушку. Лара перенесла очень тяжелую болезнь. Паша не отходил
от нее, рыдая, она требовала, чтобы он отказался от нее, такой гадкой
и мерзкой. Он не поверил ей. Вскоре они обвенчались и после
дружеской пирушки, на которой присутствовал и Комаровский, уехали
из Москвы на Урал.
Первая мировая война. У Юрия и Тони Живаго родился сын.
Юрия отправляют на фронт.
Антиповы устроились в Юрятине. Дочери Катеньке уже три года.
У Павла непростые отношения с женой и со всеми сослуживцами.
Ему сложно и трудно, он уходит добровольцем на фронт. Скоро письма
от него перестали приходить. Лара заканчивает курсы медсестер,
отвозит дочь к Кологривовым и отправляется на фронт искать мужа.
Галиуллин, товарищ Антипова, считает его погибшим. Сам он
находится в госпитале и лежит в одной палате с доктором Живаго.
Лара тоже оказывается в этом госпитале, и Галиуллин сообщает ей
о том, что Паша попал в плен, но Лара ему не верит.
Вернувшись в Москву, Живаго оказался свидетелем картины
страшного развала. Увиденное и пережитое заставило доктора Живаго
многое пересмотреть в своем отношении к революции.
Семья Живаго отправляется на Урал. Поезд следовал по пути,
где беспрепятственно хозяйничали банды, где жители с ужасом произносили
имя Стрельникова, теснившего белых под командованием
полковника Галиуллина. В Варыкино они остановились у бывшего
управляющего Микулицына, а потом в пристройке для челяди. Занимались
хозяйством, беседовали о прекрасном, мечтали о лучшем будущем,
быт постепенно налаживался. Юрий иногда принимал больных.
Неожиданно появляется брат Евграф и чудесным образом все
очень хорошо устраивает. Тоня ждет второго ребенка.
С течением времени доктор получает возможность бывать в
Юрятине в библиотеке, где встречает Ларису Федоровну Антипову.
Она рассказала ему, что Стрельников — ее муж Павел Антипов, вернувшийся
из плена, но скрывшийся под другой фамилией и никак
не поддерживающий отношений с семьей.
Начинаются отношения с Ларой. Юрий мучается от сознания
того, что он изменяет своей жене. Он принимает решение во всем
признаться Тоне. Но в тот день, когда он хотел это сделать, его насильно
мобилизовали в отряд Ливерия Микулицына. Два года доктора
насильно удерживали в отряде, где было много работы по уходу
за ранеными и больными. Перед Ливерием Микулицыным Живаго
не скрывал своего отношения к революции, чья идея была оплачены
морем крови и страданиями миллионов людей. Два года неволи
были завершены побегом.
В Юрятине доктор появился в тот момент, когда город был сдан
красным, а сам он был больным, ослабевшим, одичалым и голодным.
Он заболел тифом, Лариса Федоровна неотлучно была с ним. О возвращении
в Москву не могло быть и речи. После выздоровления
Живаго пошел служить в губздрав, а Лариса — в губоно. Но трудно
было скрывать свое истинное отношение к существующим порядкам,
над ними стали сгущаться тучи. В городе свирепствовала чрезвычайка.
Из Москвы от Тони пришло письмо, в котором она сообщала,
что семью профессора Громеко с ней и двумя детьми высылают за
границу.
А на Урале тоже происходили драматические события, роковым
образом изменившие судьбы всех. Неожиданно появившийся Комар
о в ™ предлагает Ларе уехать вместе с Катенькой на Дальний
Восток, он убеждает, что им грозит опасность. Но Юрий сразу отвергает
это предложение, ему хорошо известна роль Комаровского
в жизни Ларисы, а Лариса также знала, что именно Комаровский
подтолкнул отца Юрия к самоубийству. Решено было укрыться в
Варыкино. Они были там одни, жители давно покинули село, кругом
выли волки, а у них не было даже оружия. Но страшнее волков
было появление людей. Кроме всего прочего Лара была беременна.
Опять появляется Комаровский с сообщением о том, что Стрельников
приговорен к расстрелу и надо спасать Катеньку. Юрий дает
согласие на то, чтобы Лара ехала с Комаровским.
Оставшись совсем один, Юрий пишет стихи, посвященные Ларе.
Плач по утраченной возлюбленной и способность Живаго мыслить
метафизически, позволили ему понять сокровенный смысл происходящих
событий. В момент творческого импульса он ощущает движение
мировой мысли, ощущает тайну отношений между человеческим
и Божественным. Другими словами, доктор Живаго постигает
смысл исторических катаклизмов, смысл революции и место человека
в ней.
Однажды к нему пришел Стрельников, которого Юрий узнал не
сразу и понял, что Комаровский обманул его. Они проговорили до
рассвета, аутром доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.
В Москве Юрий Живаго появился уже в начале нэпа. У него не
было никого: Тоня с его детьми в Париже, Лара неизвестно где. В течение
последующих восьми-девяти лет с ним происходили страшные
вещи: он постепенно терял свои врачебные и писательские навыки,
но все же брался писать тоненькие книжки. Из умного, тонкого,
интеллигентного человека Живаго превращался в опустившегося,
неряшливого и отупевшего.
Он сошелся с простой женщиной Мариной, дочерью бывшего
швейцара Маркела. У них родилось двое дочерей. И вдруг Живаго
исчез. Затем он прислал письмо и огромную сумму денег. В письме
он просил, чтобы его не искали. Его нашел и снова помог всемогущий
брат Евграф.Он же спрятал его… на соседней улице. Доктор
снова писал стихи, казалось, жизнь опять обрела свое человеческое
достоинство. Но однажды, когда Юрий Живаго ехал в трамвае, ему
стало дурно, и он…умер.
Вокруг гроба собрались друзья. Среди прощающихся оказалась
и Лариса Федоровна. Она зашла в эту квартиру случайно, по старой
памяти, и случайно оказалась на похоронах своего возлюбленного.
В этой комнате когда-то жил ее первый муж Павел Антипов. Через
несколько дней после похорон она исчезла. Видимо, ее арестовали,
но она успела рассказать Евграфу об «одном ребенке», которого он
потом отыскал. Это оказалась бельевщица Танька Безочередова, чья
жизнь в пересказе парадоксальным образом отражала судьбы детей,
разбросанных революцией по всем просторам России. Убегая с
Комаровским в Монголию, когда красные захватили Приморье, Лара
оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе,
попавшей впоследствии в сумасшедший дом. Потом была беспри-
зорщина. Евграф не только позаботился о Татьяне, но собрал все
написанное братом Юрием.
Прошла война и еще несколько лет, и книгу, тщательно составленную
Евграфом, читают друзья Юрия — Гордон и Дудоров, отождествляя
все написанное со своей судьбой и общей судьбой России.
«Стихотворения Юрия Живаго» завершают роман. Среди всех
стихов есть стихотворение «Зимняя ночь», где свеча становится символом
домашнего тепла и уюта, способного наполнить душевной
силой: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела
на столе,/Свеча горела….»