Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Роман «Герой нашего времени» — одно из наилучших произведений психологического реализма XIX столетия

Сочинение на тему «Роман «Герой нашего времени» — одно из наилучших произведений психологического реализма XIX столетия»

Центральная проблема романа — проблема личности. Лермонтова интересует человек, его отношение к обществу, к миру и к самому себе, его внутренняя жизнь, сознание и самосознание: «История души человеческой … временами интереснее и полезнее истории целого народа». Человек и судьба, человек и его назначение, цель и содержание человеческой жизни, возможности личности и их реализация, воля и необходимость — все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение.

Хотя в образе Печорина проступают черты романтического героя, перед нами не исключительная, ни с кем не соотносительная в своей грандиозности личность, а «герой времени», наделенный типичными психологическими чертами человека своей эпохи и своего социального круга. Автор сознательно отделяет себя от героя и стремится к максимальной объективности рассказа. В романтическом произведении автор устами героя выражал свои чувства и мысли, видел в нем свое второе «я». В «Герое нашего времени» писатель сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз больному столетию. Как врач, который обследует больного, он исследует; психологию и поведение своего современника, рассматривая его с разных точек зрения. Такой подход определил своеобразница композиции романа.

Если бы Лермонтов расположил главы романа в хронологической последовательности, то порядок эпизодов имел бы такой вид.

1. Сосланный из Петербурга, наверное, за дуэль Печорин прибывает на Кавказ («Тамань»).

2. После участия в боевых действиях Печорин приезжает для лечения на пятигорские воды. Здесь происходит встреча с княжной Мэри и дуэль с Грушницким («Княжна Мэри»).

3. За дуэль Печорина засылают в отдаленную крепость (начало повести «Бела»).

4. Печорин посещает кубанскую станицу. Рассказывается история гибели Вулича («Фаталист»).

5. Потом происходит похищение Белы и ее гибель (конец повести «Бела»).

6. Автор-рассказчик, путешествуя по Военно-грузинской дороге, встречает Максима Максимовича, который рассказывает ему о Печорине («Бела»).

7. Максим Максимович и автор-рассказчик встречаются с Печориным, который едет из Петербурга в Персию («Максим Максимович»).

8. Приходит весть о смерти Печорина на пути из Персии («Предисловие к «Журналу Печорина»).

Такой вид имеет реальная хронологическая (фабульная) последовательность эпизодов. Однако Лермонтов расположил повести по-иному: «Бела», «Максим Максимович», «Журнал Печорина» («Предисловие», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»). Такое размещение повестей подчинено изменению рассказчиков, через восприятие которых изображается Печорин: Максим Максимович, рассказчик, сам герой, который рассказывает о событиях в дневнике. Собственные мысли о Печорине будут высказывать и другие персонажи. Герой романа представлен сквозь призму разных восприятий, освещается с разных сторон — пространственной, временной, социально-моральной и мировоззренческой. Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, будто отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики. Лишь совокупность этих противоречивых и взаимодополняющих друг друга голосов позволяет составить представление о сложном и противоречивом характере героя.

Собственно авторский голос звучит лишь в предисловии к роману, которое появилось во втором издании. В самом же романе авторская позиция выражена не прямо, а в хоре голосов, которые повествуют, в образной, сюжетно-композиционной и стилевой структуре произведения.

Сюжетно-композиционная порванность, отсутствие хронологической последовательности рассказа передают ощущение сложности, «изломанности» жизненного пути центрального персонажа, отражают барахтанье Печорина в поисках смысла жизни, отсутствие в ней единой цели, которая могла бы удовлетворить героя. Вместе с тем роман оставляет впечатление не безысходности, а направленности в будущее: он начинается «с середины» и доходит к трагической смерти героя, после чего вытекают события более раннего, духовно более «мажорного» этапа в жизни Печорина. В последней новелле будто подводится философский итог поисков героя-идеолога. В памяти читателя Печорин остается живым, и вдобавок героическим персонажем (поступок с разоружением пьяного казака). В то же время, словно ограничивая возможности своего героя, Лермонтов использует прием «кольцевой» композиции: действие начинается в крепости («Бела») и в ней же завершается («Фаталист»), герой будто двигается по кругу. Этот прием уже был использован в поэме «Мцыри»: блуждание по кругу — своеобразный композиционный «образ» судьбы героя и его поколения.

Одно из средств косвенного отображения авторской позиции — введение персонажей, которых можно считать так или иначе приблизительными «двойниками» Печорина. Принцип «двойственности» помогает раскрыть сложность и противоречивость героя, увидеть противоположные подходы к решению какой-то сложной жизненной или философской проблеме. Частичными двойниками Печорина являются Вернер, Вулич, Казбич, Янко; двойником-антиподом, двойником-пародией — Грушницкий. То, что в Печорине есть трагическое — в Грушницком имеет вид смешного. Печорин — современный демон, Грушницкий воображает себя демоном, узнав о его существовании из романтических поэм и повестей. Печорин в постоянном конфликте с обществом и с самим собой, страдает от этого разлада. Грушницкий полностью гармоничный с окружающим вульгарным обществом, он чрезвычайно самодовольный и лишь носит маску страдания и разочарованности. Печорин чувствует в душе огромные силы, которым не находит применения; Грушницкий мизерный, как мелочный и мир вокруг него. В то же время Грушницкий — зеркало, в котором Печорин видит свои отрицательные черты: эгоизм, самолюбование, отсутствие простоты. В каком-то смысле дуэль с Грушницким — попытка убить в себе мелкую, вульгарную сторону собственной натуры.

Контрастную пару представляют Печорин и Максим Максимович: у каждого из них — своя жизненная правда, при этом позиция автора не совпадает с «правдой» ни одного из персонажей, каждый из героев в чем-то прав, а в чем-то неправ. Максим Максимович удобно отличается от Печорина простотой, искренностью, это целостная натура, для него не характерны рефлексии, сомнения, он не любит углубляться в раздумья. Он принимает жизнь, не размышляя и не анализируя, он сам ее составная часть. Но «чудесная душа, золотое сердце» (Белинский) Максима Максимовича, его чрезвычайная человечность объединяются с инертностью, с ограниченностью умственного мировоззрения, неспособностью критически отнестись к действительности.

Образ Печорина — одно из главных художественных открытий Лермонтова. В нем отразились глубинные особенности постдекабристской эпохи — эпохи разочарований и сомнений, катастрофы надежд и разрушения идеалов, просмотра бывших ценностей.

Однако образ Печорина намного более широкий от скрытого в нем социально-исторического содержания. «Эпохальное перерастает в нем в общечеловеческое, национальное — во всемирное, социально-психологическое — в нравственно-философское».