Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полу печальных,
Простонародных, идеальных.
Небрежный плод моих забав…
А. С. Пушкин
В 1831 году в Болдине был в основном закончен «многолетний труд» А. С. Пушкина— роман в стихах «Евгений Онегин», работа над которым, длительная и настойчивая, как ни над каким другим произведением, падает на самый цветущий период творчества поэта.
«Евгений Онегин» является во всех отношениях центральным пушкинским творением. В этом произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» поднимается во весь свой рост. Роман многопланов, недаром В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Поэт отражает окружающий мир с небывало широким, подлинно энциклопедическим охватом и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. С первых же строф романа ощущается привычная обстановка, атмосфера чисто русской действительности.
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник,
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Деревенские пейзажи «Евгения Онегина» представляли собой явление в русской литературе дотоле небывалое, Пушкин совершил ими подлинное эстетическое открытие родной природы, показал читателям, сколько прекрасного и поэтического в том, что их постоянно окружает, что всем так привычно и с детства знакомо.
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Очень важно, что в пушкинском стихотворном романе предстали перед читателем подлинно живые образы реальных людей, заключавшие широкое художественное осмысление тенденций русского общественного развития.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
…
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал…
…
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
И что еще важнее, автор сделал героиней своего романа женщину, реалистически обрисовал ее черты, наделил незаурядным умом и тонкими чувствами.
«Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. —
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет…»
«Евгений Онегин» — общественно-бытовой роман. Субъективное лирическое начало занимает в нем исключительно видное место. Мы все время ощущаем присутствие поэта, который неизменно выражает свое отношение ко всему, о чем он рассказывает и что показывает, дает оценку героям, их поведению, поступкам. В этом — одна из отличительных особенностей «Онегина» по сравнению с последующими русскими кл-ассическими романами. С этим прямо связана и его необычная, переходная от поэмы к роману, стихотворная форма.
Мне нравились его (Онегина) черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба…
Но в то же время субъективное начало ни в какой мере не являлось в пушкинском романе в стихах господствующим. Органически сочетаясь, лирическая и эпическая стихии остаются равноправными по отношению друг к другу; голос автора, который не перестает звучать на протяжении всего произведения, наоборот, способствует реалистической широте и правдивости изображаемых героев и картин.
«Евгений Онегин» —роман о современной поэту русской действительности, о его поколении и их судьбах. Авторское, порой почти автобиографическое, сквозит в той или иной степени. Но поэт не сливается ни с одним персонажем романа, и как бы близок и даже родственен герой ему ни был, Пушкин не подменяет его собой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
…
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
…
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
Безусловно, Евгений Онегин близок поэту, ибо в нем воплощены те же черты, которые, по словам автора, являлись «отличительными для молодежи 20-х годов XIX века». Но мы знаем, что Евгений не автопортрет Пушкина. С первых же строк романа автор обрисовывает характер своего героя. Онегин — человек острой и трезвой мысли, эгоист, скептик, превосходно разбирающийся в «низком коварстве», лжи и лицемерии существующих патриархально-семейных связей. В отличие от большинства светских молодых людей, Евгений не только пресыщен удовольствиями, но сам глубоко не удовлетворен собственным праздным и пустым существованием. Отсюда и снедающий его «недуг»: разочарованность, «преждевременная старость души», «русская хандра».
Пушкин называет Онегина «вторым Чаадаевым». Евгений оставляет «свет», уединяясь в своем кабинете, но автором «философских писем» не становится, так как «труд упорный ему был тошен».
В столкновении Онегина с Ленским показан крах героя в дружбе.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
…
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука.
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного суда.
В отношении к Татьяне — неспособность Онегина искренне любить.
Евгений, каким он показан в романе, каким вошел в сознание читателей и критики, в историю русской литературы и общественной мысли, являет собой яркий образ «лишнего человека», по выражению Герцена, «умной ненужности», впервые с такой правдой и полнотой художественно открытый Пушкиным.