Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы можем теперь наслаждаться его романтической лирикой и поэмами: «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы».
Яркие, необузданные, порой жестокие и холодные, герои этих поэм привлекают к себе внимание читателей не только своей необычностью, но и закономерным появлением этих характеров в определенную эпоху развития России. Поэмы созданы по канонам романтизма. Мы не знаем предыстории героев. Они появились ниоткуда и через некоторое время канут в никуда. Всех их отличает сила характера, порыв к свободе. В прошлом у каждого бурная и бесплодная молодость:
Где бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
Герой поэмы «Кавказский пленник» жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире…
…
Свершилось… целью упованья
Не зрит он в мире ничего…
Он раб…
И жаждет сени гробовой.
Оказывается, свобода — это иллюзия, к которой стремился наш герой. Жажда жизни, которую на словах он не ценит, заставляет его приспособиться и к плену:
Казалось, пленник безнадежный
К унылой жизни привыкал.
Тоску неволи, жар мятежный
В душе глубоко он скрывал.
…
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.
Благодаря любви молодой черкешенки, наш герой получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор», но, все поняв, наш герой ни слезинки не роняет. Душа его холодна. Безответна.
В поэме «Цыганы» мы видим подобный характер, но он проработан автором более тщательно, детально. Алеко покидает свой мир, «преследуемый законом». Ему кажется, что он обретает покой и счастье в цыганском таборе, среди свободного народа, не связанного узами, а лишь чувствами:
Подобно птичке беззаботной,
И он, изгнанник перелетный,
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал…
Но Алеко лишь попутчик их. Он совершенно иной. Придя из другого мира, он приносит с собой и его законы. Как предостережение, звучат слова автора:
Но Боже! как играли страсти
Его послушною душой!
Рассказывая Земфире о своем прошлом, Алеко с презрением говорит о том мире, который покинул:
Там люди, в кучах за оградой.
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Алеко готов вечно делить «досуг и добровольное изгнанье» с любимой. Он доволен своей новой жизнью, внешне разделяя с цыганами их быт. Но герой не может до конца принять законов вольного народа. По словам старого цыгана:
Ом «любит горестно и трудно…
А сердце женское — шутя».
В ответ на рассказ старика о своей жизни Алеко удивляется, что тот не убил свою неверную жену. Алеко не понятны слова цыгана: «Кто в силах удержать любовь?» Он грозно отвечает: «Я не таков!» Алеко готов биться за свою любовь или хотя бы мщением утешиться. Придя к цыганам, он не изменяется. Свободолюбивый народ отвергает Алеко с его жестокостью:
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов;
Мы не терзаем, не казним —’
Не нужно крови нам и стонов,
Но жить с убийцей не хотим…
Сильные и свободолюбивые, цыганы так же милосердны, как и мудры. Они понимают Алеко:
Ты для себя лишь хочешь воли…
Герои поэм Пушкина, мятежные духом и противоречивые, холодные и уставшие от жизни, найдут свое продолжение в образе Евгения Онегина.
Несколько иной оттенок получат они в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.