Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Романтические черты поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Сочинение на тему «Романтические черты поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая, необыкновенная, яркая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются тема одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, тема внутренней и внешней свободы.

В России романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIX века, у его истоков стояли К. К. Батюшков, В. А. Жуковский. Это направление развивалось в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтический герой.

В творчестве Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 1820-1830-х годов: от романтизма к реализму. Однако овладение методом реализма не привело Лермонтова к отказу от романтизма, по-прежнему остающемуся основой его произведений. Таковы поэмы «Мцыри» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Одной из основных черт романтических поэм является то, что их сюжеты развёртываются на условном, экзотическом фоне. Не случайно действие поэмы «Мцыри» перенесено на Кавказ: Кавказ воспринимался русскими романтиками не просто как географическое пространство, а как граница между Россией и Востоком, Европой и Азией. «Южный» пейзаж был связан с важнейшими для романтического сознания проблемами — свободы и необходимости, смерти и бессмертия, места человека в истории и обществе.

Поиск желанного идеала, стремление противопоставить его реальной действительности (романтическое двое-мирие) заставляют романтиков искать своего героя не только на Кавказе, в мире свободы и неограниченной воли, но и в славном прошлом. Это предопределило интерес Лермонтова к народным преданиям, народному творчеству («Песня про… купца Калашникова»). Действие в поэме относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, которая запечатлена во многих памятниках устного народного творчества.

Не только фон действия, но и собственно форма «Песни про… купца Калашникова» указывают на то, что поэма — произведение, имеющее романтические черты. Стилизуя поэму под народную песню, Лермонтов воссоздаёт стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Лермонтов вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров — певцов-повествователей, которые несут в себе целостный народнопоэтический взгляд на человека и события.

Форма поэмы «Мцыри» — также доказательство тому, что это романтическое произведение: о Мцыри мы узнаём из традиционного для романтизма монолога-испове-ди, являющейся не только средством самораскрытия героя, но и способом его изображения (сюжетные столкновения, часто не имеющие самостоятельного значения, подчинены главной задаче — раскрыть внутренний мир, психологию героя).

В основе сюжетов обеих поэм лежат острые конфликты; исключительные герои и раскрываются в исключительных ситуациях. Так, например, Кирибеевич, герой поэмы «Песня про… купца Калашникова», с образом которого связана лирическая линия его «беззаконной» любви к чужой жене, противостоит народным представлениям о нравственности, о чести и достоинстве человека. И он заранее обречён на поражение, потому как посягнул на вековые устои, народную мораль.

Не менее трагичен романтический конфликт в поэме «Мцыри»: основой противостояния стала ситуация неволи. Бросая вызов окружающему миру, Мцыри стремится вырваться из монашеской кельи, символизирующей «темницу» земного бытия. Однако, «вкусив» свободы, он не выдерживает напора силы природы, с которой желал слиться, и гибнет. Жизнь в монастыре пагубно отразилась на Мцыри, он уже не способен жить на воле («…таков цветок темничный…»). Как и во всех романтических произведениях Лермонтова, в поэме звучит тема судьбы, рока. Смерть Мцыри как бы предопределена ещё в детстве, Мцыри не выдерживает схватки с судьбой. Так автор поэмы показывает, что конфликт человека с судьбой неразрешим.

В композиции «Мцыри» также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре, он описывает только самые важные, напряжённые моменты в судьбе своего героя (называется такая композиция вершинной): предвкушение любви (встреча с грузинкой), бой с барсом — центральный эпизод поэмы, кульминация трёх «вольных» дней героя.

В «Песне…», как и в «Мцыри», вершинная композиция: перед читателями разворачивается кульминация судьбы главного героя, когда наиболее выпукло предстает его характер. В поэме мы видим романтический бунт Калашникова, столкновение с Кирибеевичем выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной Иваном Грозным своей дружине.

В «Песне про… купца Калашникова» Лермонтов показал различные типы индивидуального бунта. «Неправда» Кирибеевича и «правда истинная» Калашникова — вот что разделяет два бунта в лермонтовской поэме. Таким образом, автор поэмы, считавший бунт проявлением самой сущности человека, ценивший любой порыв к протесту, отделяет бунт разрушительный (Кирибеевич) от бунта созидательного (Калашников).

Цель же бунта романтического героя поэмы «Мцыри» _ свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека, в центре внимания — человек в его связях с природой (в самом человеке писатели-романтики стремились подчеркнуть природное начало). Бегство романтика Мцыри — чистый порыв к свободе, «чудному миру тревог и битв», где «в тучах прячутся скалы», где «люди вольны как орлы». Этот мир не может сравниться с чуждым герою «миром келий душных и молитв», где он, как ему кажется, томится в плену. В Мцыри воплощён порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта Мцыри, определяющая весь его образ, — это духовная связь с Родиной, это жажда хоть ненадолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого жертвует жизнью:

Увы! — за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой». Однако герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик, герой терпит поражение. Интересно то, что смерть Мцыри показана как акт его свободной воли; создаётся впечатление, что это его добровольный уход из мира «келий душных и молитв». Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти Мцыри соединяется и с природой, и с Кавказом:

Когда я стану умирать,
…Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
…Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт…

Проблема человека и природы не заявлена так остро, как в поэме «Песня про… купца Калашникова», однако мотив свободы и воли, мотив неограниченности желаний звучат с неменьшей силой. Прежде всего, они связаны с образом Кирибеевича. Для него, верного царского опричника, нет ничего святого, кроме царя и собственных желаний, необузданности страсти. Любовь Кирибеевича к Алене Дмитриевне — сделка с совестью, он обманывает даже царя:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной… —

подчёркивают «сказители».

«Песня про… купца Калашникова» — романтическое произведение. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие романтические черты, как стремление к идеалу, жажда свободы, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, — с особой яркостью отразились в образах главных героев «Песни про… купца Калашникова». «Зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел», как говорил В. Г. Белинский, выразились в полной мере в «Песне про… купца Калашникова».

Таким образом, анализ этих двух произведений показывает, что в творчестве Лермонтова романтизм является основным направлением, он не связан с каким-либо этапом в жизни поэта. Романтические черты мы можем выделить в каждом произведении Лермонтова, причём романтизм не мешал поэту обращаться и к другим художественным методам, например, реализму. Во многих произведениях Лермонтова мы видим синтез этих двух направлений. В «Песне про… купца Калашникова», написанной в 1837 году, романтические черты переплетаются с чертами фольклорной поэтики. И хотя Лермонтов создал «Мцыри» в 1839 году, позже, чем «Песню про… купца Калашникова», в «Мцыри» нет ни одной реалистической черты, эту поэму можно считать классическим образцом романтического произведения.