План сочинения
1. Вступление. Типы пейзажей в романе.
2. Основная часть. Виды пейзажа в романе. Функции пейзажей.
? Первый городской пейзаж. Мир Онегина.
? Второй городской пейзаж. Элементы сентиментализма и романтизма. Характеристика автора и героя.
? Деревенский идиллический пейзаж. Обозначение черт характера Онегина и автора.
? Романтический и реалистический пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героини.
? Символика пейзажей, связанных с образом Татьяны.
? Романтический пейзаж, связанный с образом Ленского.
? Реалистичность осенних и зимних пейзажей в «Евгении Онегине»
? Соотнесенность картин природы с миром человеческих чувств у Пушкина.
3. Заключение. Функции пейзажей в романе.
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» представлены различные типы пейзажей: романтический, реалистический, пейзаж с элементами сентиментализма, пейзаж буколической поэзии. Попробуем рассмотреть описания природы в произведении более подробно.
В «Евгении Онегине» есть и деревенский, и городской пейзаж. Первый городской пейзаж — это фон, на котором происходит действие:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный,
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой васисдас[35 — Форточка или верхняя часть двери.].
Одновременно пейзаж этот в определенном смысле приоткрывает нам мир Онегина, жителя большого города, с его суетой, заботами, многоцветностью, быстрым, ускользающим от человека ритмом.
Второй городской пейзаж входит в лирическое отступление, характеризует автора и одновременно выявляет некоторые черты героя, уже обозначенные автором («Мечтам невольная преданность»):
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою,
И вод веселое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зеленый из тюрьмы
Перенесен колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.
И далее автор дает нам такой же пейзаж в восприятии Онегина:
Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке —
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая…
Этот пейзаж явно условен. В нем присутствуют детали пейзажей сентименталистов и романтиков: ночь, волны, музыкант. И завершает этот пейзаж вновь лирическое отступление, раскрывающее ход мыслей автора. Здесь мы также видим некие «общие места» — море («Адриатические волны»), Бренту, ночи «златой Италии», гондолу.
Далее мы видим в романе деревенский пейзаж. Это описание деревни, «где скучал Евгений». Пейзаж этот также условен. Пушкин напоминает нам здесь о жанре идиллии. Черты идиллии были определены еще Сумароковым в его «Эпистоле о стихотворстве»:
…Вспевай в Идиллии мне ясны небеса,
Зеленые луга, кустарники, леса,
Биющие ключи, источники и рощи,
Весну, приятен день и тихость темной нощи.
Дай чувствовати мне пастушью простоту
И позабыть, стихи читая, суету…
То же самое мы находим в романе Пушкина. Мы видим «уединенные поля», ощущаем «прохладу сумрачной дубровы», прислушиваемся к «журчанью тихого ручья». «Луга и нивы золотые», «стада», «запущённый сад», «лесная тень», «журчанье струй» — все это определенные клише буколической поэзии:
Господский дом уединенный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущённый сад,
Приют задумчивых дриад.
Кроме того, описание природы здесь является средством характеристики персонажа. Деревенский пейзаж этот ярко характеризует Онегина, подчеркивая его пресыщенность впечатлениями, равнодушие к жизни и природе: «На третий день роща, холм и поле Его не занимали боле…». И вместе с тем посредством этих (пусть и условных) картин природы автор раскрывает свой внутренний мир, отделяя себя от своего героя:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Автор предстает перед нами человеком эмоциональным, любящим природу, внимательным ко всему, что его окружает.
Романтический пейзаж в романе связан с образом Татьяны и образом Ленского. Автор часто изображает героиню на фоне природных образов: мерцающей луны, звездного неба, утренней зари. Как отмечают критики, таким образом Пушкин передает весь внутренний мир своей героини, ее устремленность к природе и космосу. Мечтательность, задумчивость, поэтичность Татьяны открываются нам в картине раннего утра:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет…
«Русская душа» героини, чистота и невинность ее открываются нам в ослепительном зимнем пейзаже:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозной,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов;
И мглу крещенских вечеров.
Здесь уже все природные детали вполне реалистичны. В противоположность Онегину Татьяна любит скромную родную природу и полностью сливается с ней. Перед отъездом в Москву
Ее прогулки длятся доле.
Теперь то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей,
Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.
С миром этой героини, обстоятельствами ее жизни связана и символика некоторых пейзажей. Так, наступление осени в романе символизирует прощание ее с юностью, предстоящее замужество:
Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Тот же самый метафорический смысл мы угадываем и в картине сна Татьяны: снеговая поляна, метель, отсутствие дороги, переход через поток, «не скованный зимой», — все эти детали намекают на ее будущее замужество («для бедной Тани Все были жребии равны….»). Брак для нее — лишь исполнение жизненного долга, но не любовь и счастье. Зимние картины эти аллегорически воплощают и умирание надежд юности, и твердость характера героини, и ее непреклонность в определенных нравственных вопросах.
Романтический пейзаж в «Онегине» связан и с образом Владимира Ленского, безвременно погибшего юного поэта. Здесь Пушкин рисует картину весенней природы: «Синея блещут небеса», «Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют», «стада шумят», «цветет шиповник», «И слышен говор ключевой». Весна ассоциируется у автора с юностью, мечтой, вместе с тем здесь ощутимо звучит мотив бренности человеческого бытия, хрупкости жизни: «Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых». Описывая могилу Ленского, Пушкин восклицает: «Так! Равнодушное забвенье За гробом ожидает нас».
Реалистические пейзажи в романе — это картины осенней и зимней природы:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась….
В другом месте читаем:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Кроме того, стоит отметить, что природа в «Евгении Онегине» соотнесена с душевными движениями героев. Любовь и Татьяны, и Онегина поэт сравнивает с природными явлениями. Так, в третьей главе мы читаем:
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
В финале же романа автор выражает свое отношение к чувствам Онегина:
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям…
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Одновременно пейзаж этот характеризует и автора, открывая в нем черты поэта-философа, человека, приобретшего определенный жизненный опыт.
Таким образом, функции пейзажей в романе разнообразны. Они раскрывают внутренний мир героев и самого автора, иллюстрируют черты характеров, передают сложность душевной жизни персонажей, служат фоном, на котором происходит действие, задерживают ход событий, развивают те или иные темы и мотивы в сюжетном действии. Картины природы в «Евгении Онегине» очень разнообразны. Энциклопедизм романа и реализм стиля определяются во многом также и его пейзажами.