Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Сатира в творчестве В.В. Маяковского 2

Сочинение на тему «Сатира в творчестве В.В. Маяковского 2»

Революция не застала Маяковского врасплох. Он органично влился в поток революционных настроений. Его творчество было не просто злободневно, он считал своим долгом отзываться чуть ли не на все политические события и давать им яркую эмоциональную оценку, его стихи и сейчас доносят до нас дух той непримиримой эпохи. Из арсенала своих поэтических средств он выбирает самое беспощадное оружие для борьбы со старым и косным — оружие сатиры. Именно с ее помощью он стремительно обрушивается на все, что для него связано с «отжившим» миром: на «буржуазное» искусство и «ненужные» ценности культуры, которые следует «сбросить с корабля современности», на лживый и прогнивший мещанский мир. Уже на примере ранних стихов Маяковского можно составить представление о его жизненном и творческом кредо, которому он остался верен до самого конца:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
На эту «мертвечину», на мнимое — с точки зрения поэта — существование косных и «ненужных» вещей он направляет оружие своей сатиры. После победы большевиков Маяковский начинает выпускать агитационные плакаты («Окна сатиры РОСТА»), где мишенью его едких насмешек становится все, что враждебно завоеваниям революции: это кровожадные и тупые белые генералы, страны Антанты, жадная баба, не признающая республики. Сатира Маяковского безжалостно обрушивается на сытого и праздного «буржуя», которого он зло и метко называет «желудком в панаме» и пророчит ему смерть «от котлет и бульонов». Не терпит поэт и «прозаседавшихся» бюрократов, готовых утопить в море формуляров, отчетов и докладов все живые начинания молодого государства.
Маяковский призывает «смести халтуру с искусства». Его убийственный смех не щадит даже прославленных мастеров искусства, если их творчество не имеет четко очерченных целей и не отвечает конкретным требованиям настоящего момента. В поэме «Хорошо» он пародирует сцену из «Евгения Онегина», где Татьяна беседует с няней, а в стихотворении «Юбилейное» поэт, не задумываясь, равняет себя с Пушкиным, хотя и настаивает на том, что настоящая поэзия должна идти в ногу со временем:
…битва революций
посерьезнее «Полтавы»
и любовь
пограндиознее
онегинской строфы.
В своей сатирической поэзии и драматургии («Клоп», «Баня») поэт создает настоящую «галерею образов» порока, который в разных обличьях проявляется в послереволюционном обществе. Назва-
ния его стихотворений говорят сами за себя: «Халтурщик», «Подлиза», «Сплетник», «Ханжа», «Бюрократиана». Кроме того, он не устает обличать капиталистов, империалистов и прочих врагов мирового пролетариата, пользуясь причудливыми, подчеркнуто гротескными образами: «Вашингтон. Фермеры, доевшие, допившие до того, что лебедками подымают пузы». Вспоминая революционные события, Маяковский пишет: «Распустив демократические слюни, шел Керенский в орудийном гуле». В стихотворении «Париж» он приглашает Эйфелеву башню в СССР, ибо ей нечего делать среди буржуев. Чтобы сделать свою агитационно-политическую поэзию как можно более доступной широким массам народа, поэт пародирует ритм и лексику популярных песенок: «Врангель, Врангель, где ты был? У Ллойд-Джорджа танк добыл…»
Путь Маяковского был сложен, труден и противоречив. Его поэтическому творчеству невозможно дать однозначную оценку, однако несомненно одно: в своих сатирических стихотворениях и пьесах поэт, нещадно бичевавший действительность, был предельно искренним и верил в то, что служит Идеалу.