Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Сатира В.В. Маяковского (на примере нескольких стихотворений)

Сочинение на тему «Сатира В.В. Маяковского (на примере нескольких стихотворений)»

Маяковский — одна из самых сложных и противоречивых фигур в русской литературе XX века. С одной стороны — одаренный поэт, талант которого признавали практически все современники (хотя многие из них и придерживались других взглядов на литературу и искусство). С другой — неистовый сторонник и пропагандист социализма, человек, воспевший разрушительную революцию 1917 года и ее вождя, сторонник самых радикальных действий, как в литературе, так и в жизни.
Маяковский считал, что истинный художник должен идти в ногу со временем, быть на острие общественной и политической жизни, поставить свой талант на службу строительства нового общества. Для него всегда была первична идея, цель, к которой стремится поэт, а также то, насколько его творчество созвучно ходу истории. О себе сам Маяковский говорил, что он «революцией мобилизованный и призванный». Это было действительно так. Когда возникала нужда, он рисовал политические плакаты (окна РОСТА), сочинял к ним надписи, придумывал пропагандистские листовки о пользе личной гигиены и прочих нужных вещах. Эстетическую сторону поэзии, ее форму, Маяковский оценивал в первую очередь с точки зрения ее эффективности: насколько мощный эффект она оказывает на читателя.
Все эти черты носит на себе сатира Маяковского. Она часто плакатна, декларативна. Язык ее афористичен, но не в традиционном смысле, а в смысле той афористичности, которая присутствует в плакате, рекламном слогане.
В ранний период творчества Маяковский создает произведения, эпатирующие публику. Пафос их направлен на отрицание мещанской, буржуазной действительности. О сатире как об «обличении путем осмеяния» здесь вряд ли можно говорить. Обличение здесь прямое, отрицание явное. Присутствуют лишь отдельные гротескные описания, персонажи. Например, прием гротеска используется в стихотворениях «Гимн судье» («павлиний хвост», «долина для некурящих»), «Гимн ученому», где герой не имеет ни одного человеческого качества (это «не человек, а двуногое бессилие» с головой, «откусанной начисто трактатом»), в стихотворении «Нате!» (мужчина с застрявшей в бороде капустой, женщина смотрящая «устрицей из раковин вещей») и других.
Окна РОСТА стали прекрасной школой для Маяковского, в которой он оттачивал язык, стремясь постичь искусство максимально влиять на аудиторию.
Кто виноват, что снова встретил Врангеля я?
Англия!
Эй, товарищ, что делать, если новый лезет
государь?
Ударь!
Если Врангеля и пана добьем,
Мир будет тогда?
Да!
Фразы отрывистые, яркие, запоминающиеся, но в то же время предельно простые по смыслу. Все в тексте , до последней запятой, подчинено тому, чтобы донести до читателя основную идею.
Это очень пригодится Маяковскому в дальнейшем творчестве, когда сатирическая сторона его таланта проявит себя в полную силу. Это выльется и в речевые характеристики персонажей, и в «говорящие» фамилии, и в те неологизмы, которые Маяковский, придумав, будет щедро вводить в ткань своих произведений. Это и намеренное изменение обычного порядка слов в предложении (инверсия) для большей запоминаемости, привлечения внимания.
Собственно, сатирическое творчество Маяковского разворачивается в послереволюционные годы. Если со старым строем все было ясно (он подлежал не осмеянию, а беспощадному отрицанию), то отрицательные явления в новой жизни следовало осмеивать, раскрывая глаза людям на суть вещей, исправляя и направляя их поведение, побуждая исправлять имеющиеся недостатки.
Таковы, например, стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся». Их создание относится к тому времени, когда революционные страсти улеглись, военные лишения кончились, жизнь стала налаживаться, «подернулась тиной советская мешанина» — и отовсюду, по выражению поэта, «вылезло мурло мещанина», та самая «дрянь», которая «наскоро оперенья переменив», засела во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
В этом мещанском быте поэт видит возрождение столь нанавистной ему буржуазности. В стихотворении «О дряни» он рисует быт типичного представителя «советских мещан». Это пианино, канарейка, котенок, греющийся на «Известиях» лежа, и другие атрибуты мещанского быта. Муж хочет завести себе «тихоокеанские галифища», а жена — платье «с эмблемами» в виде серпа и молота, чтобы в нем «фигурять на балу в Реввоенсовете». В финале Маяковский рисует откровенно гротескную картину:
Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский высмеивает другую сторону нового быта: непомерную страсть к заседанием, склонность «забалтывать» проблемы, заниматься бесконечными обсуждениями и согласованиями вместо того, чтобы делать реальное, конкретное дело. Маяковский бичует бюрократизм, волокиту. В гротесковой форме поэт описывает хождение просителя по инстанциям. В произведении нет строгого размера стиха, а наоборот — в нем слышны живые интонации разговорной речи. По ходу действия комизм ситуации нарастает, выливаясь в фантастическую картину раздвоившихся людей (они присутствуют сразу на нескольких заседаниях), которая как нельзя лучше разоблачает нелепость и неразумность чиновническо-бюрократического порядка. Пользуясь приемом гиперболы, поэт высмеивает «разнообразие заседаний» («Через час велели придти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом», «Все до двадцати двух лет на заседании комсомола», «На заседании А-Б-В- Г-Д-Ж-З-кома»). Стихотворение заканчивается призывом, крылатой фразой, ставшей своего рода пословицей: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».
Сатирические стихи Маяковского явились важным этапом его творческой эволюции. С одной стороны, они обогатили литературу новым видом сатиры, максимально приближенной к насущным проблемам современности, а с другой, стали тем мостиком, который приведет Маяковского к написанию таких произведений, как «Клоп» и «Баня», явившимися вершиной не только сатиры самого Маяковского, но и одним из значительнейших достижений русской сатиры XX века.
Творчество Маяковского оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу XX века, оно породило целое направление, создало мощную школу, из которой вышли многие русские поэты и сатирики.