Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Сатирические произведения В. В. Маяковского: основные темы, идеи, образы

Сочинение на тему «Сатирические произведения В. В. Маяковского: основные темы, идеи, образы»

Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Сатире он отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, пафос менялись. В ранней поэзии В. Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер.

В поэзии Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского «я» и чуждой ему обывательской среды. Среда эта изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Уже в ранней сатирической поэзии Маяковский использует весь арсенал традиционных для сатирической литературы художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — злая сатира. Его герои — это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сытые, которые становятся воплощением буржуазности. В стихотворении возникает прием, который в литературной науке носит название синекдохи: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!

Позже сатирическая направленность поэзии Маяковского меняется. Ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она дала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции его сатира выходит под эгидой «окон РОСТа». Маяковский в этот период принимал участие в создании агитационных плакатов и как поэт, и как художник. Ко многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок-луб-ков. В «Окнах РОСТа» Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Персонажи стихов — белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи (непременно в цилиндре и с толстым животом).

К повой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». Последнее создает гротескную, картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В «Прозаседавшихся» возникает гротескная картина. В том, что сидят «людей половины», не только реализация метафоры (люди разрываются пополам, чтобы все успеть), но и сама цена таких заседаний.

В стихотворении «О дряни» к Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта, вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.

Менее известны сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений — «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непроходимой Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев. Так, в стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, но кажущиеся вполне достоверными «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан».

В 1926 году Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается»:

Тут бы
запеть соловью-трелеру.
Настроение — китайская чайница!
И вдруг на стене:-
Задавать вопросы контролеру строго воспрещается!-
И сразу
сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки…

В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение. Самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. Маяковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайница!». Сразу же появляется ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм. Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета. Он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства».

Стихотворение написано характерным для творчества Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайница» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и свойственный ему прием — неологизмы: «трелер», «низя» (деепричастие от несуществующего «низить»). Слова эти активно работают на раскрытие художественного смысла.

Сатирические стихи Маяковского современно звучат и сегодня, несмотря на устаревшие темы и нашу изменившуюся идеологию.