Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Сатирическое творчество Маяковского

Сочинение на тему «Сатирическое творчество Маяковского»

Отношение Маяковского к миру всегда было полярным. Он все делил на черное и белое, полутона у него почти отсутствуют. «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» — вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно четок в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.

Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических произведений, является безусловная вера Маяковского в силу слова («Я знаю силу слов, я знаю слов набат…») Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием этого являются постоянные прямые обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи печатались даже на конфетных обертках), легкость стиха, ритма и рифмы.

В своей статье «Как делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает «творческая необходимость, социальный заказ». Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда — поразительная злободневность стихов Маяковского, материал для которых брался непосредственно из жизни. А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.

До революции поэт считает мертвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит ее, отсюда — постоянный вызов толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!», «Эй!»)

Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приемы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»), широко использует метафору («Легко ли критикам наше белье ежедневно прополаскивать в газетной странице?»), искаженные цитаты («Мысль одна под волосица вложена: «Причесываться? Зачем лее?! На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно…») и так далее.

После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. «Я с теми, кто вышел строи ть и месть в сплошной лихорадке буден…» — провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.

Аудитория сатиры Маяковского — 150 ООО ООО. Отсюда — появление главных ее качеств — простоты и доходчивости. Основными жанрами становятся жанры народные частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока победила крестьянская рать, хоть пока па границах мир, не время еще в землю штык втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не крещен военным огнем, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай о нем, вникни в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предо-стережение читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами побывать ли?»).

В период с 1919 по 1922 год идет работа Маяковского в окнах РОСТа, которые поэт назвал «красочной историей трех боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приемы и навыки.

В 1921 году выходит стихотворение «О дряни»: «Слава, слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство у поэта — это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы («И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!»), на стене у него портрет Маркса, котенок греется, «на «Известиях» лежа». Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует прием оживления вещей: портрет оказывается живее настоящих людей.

Итак, «мещане» и «обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии «Я сам», в fria-ве «Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В 1922 году поэт пишет стихотворение «Прозаседавшиеся». Сам факт постоянных заседаний доводится до абсурда («Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь — остальное там»). В конце, как обычно, дается вывод-указание к действию: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах «Бюрократ ада», «Анчар», «Фабрика бюрократов».

Кроме вышеуказанных главных изъянов нового общества Маяковский критикует религию, пьянство, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, тягу к сплетням. Сатирические произведения поэта — это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.

Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой па бесчеловечный дух наживы (циклы «Стихи об Америке», «Париж»). М;шковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.

Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию. «Мистерия-буфф», — сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан, «Баня» — пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.

Все сатирическое творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромна.