Если верно утверждение, что «Евгений Онегин» — это главное произведение Пушкина, то верно также и то, что «Герой нашего времени» — основное произведение в творчестве Лермонтова. Они оба создавали образ современного героя, с запоминающимися чертами. И, что интересно, жили и творили эти два писателя в одном временном промежутке.
Образы героев вначале отличаются друг от друга, а в конце они стают почти идентичными. Онегин в романе — петербуржский повеса, с неплохим, но поверхностным образованием:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться…
А вот Печорин — необычайно серьезен, и сам рассказывает о себе, записывая мысли в дневник. Герой без позы объясняет природу недоброжелательности других людей к нему: они подозревали в нем скрытые пороки, и как результат — «они родились» в нем. Таким образом, он хотел объясниться с окружающими людьми, пусть и через бумагу, а не наяву.
Онегин — наоборот, «свой среди чужих», живет по светским законам, не испытывая дискомфорта. Он не нуждается в искренних проявлениях чувств, его устраивает положение вещей. Он умеет изображать, когда требуется, и страсть, и удивление, и тонкость юмора. Однако наедине с собой он испытывает пустоту. Впрочем, писать он не умеет, просто не может: «Хотел писать — но труд упорный ему был тошен»…
Печорин — страстная натура, ему неизвестны безделье и праздность. Когда он испытывает тоску, то это имеет основание. К тому же, попав из-за дуэли на Кавказ, он все еще стремится испытать счастье, интересуется людьми. Он будоражит умы всех, с кем общается. Онегин же безразличен, слегка ленив, отнюдь не любопытен к жизням других. В деревне избегает соседей. Его автор описывает, как человека, испытывающего к окружению только презрение.
Даже подружившись с Ленским, Евгений не интересуется другими, избегает и даже брезгует разговорами «о сенокосе…о псарне».
Печорин в отношении дружбы сходен с Онегиным, который считает, что дружба — не для него: «из двух друзей всегда один — раб другого…». Даже с Вернером он общается на одном языке скептицизма и отвращения к условностям общества.
Онегин же, хоть втайне и презирает общество, на деле заискивает с ним. По глупой светской условности он, в конечном итоге, проливает невинную кровь того, кого еще вчера называл другом. Он сам себя лишил возможности быть счастливым.
Если говорить о чувствах, то герои похожи в их проявлении. В любви Печорин готов брать, но не спешить давать что-то взамен, но обвиняет в своих мучениях не себя, а Веру, которую по-настоящему любит.
Также и Онегин. В минуты «доступности» Татьяны он отвергает ее чувство, но позже, увидев ее, принадлежащую другому, блистательную и обворожительную, он вдруг испытывает сильное влечение, сродни помешательству. Но запоздалое его чувство не уместно. Теперь Татьяна отвергает его.
В конечном итоге, и Онегин, и Печорин испытывают разочарование в жизни, бесцельность своего существования.
Поэтому и оказались они в коллекции «лишних людей» в русской литературе XIX века.