Евгений Онегин — главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя — Евгения Базарова.
Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то кажется, что оба главных героя одинаковы. Александр Сергеевич добавляет контрастность в их образы постепенно, что в итоге ярче всего проявляется в трагической кульминации произведения. Онегин и Ленский — представители видных и старых дворянских родов. Их растили как и всех обеспеченных детей того времени вдали от русской духовности и культуры, которая сохранилась в деревне. Результат зарубежного воспитания и влияния мог бы сделать этих молодых людей такими же легкомысленными и пустыми, как их ровесники. Оба юноши много времени проводят на балах, но не получают от них удовольствия, обсуждают хорошеньких девушек, но не могут влюбиться, развлекаются, но сердца их остаются пустыми. При этом их жизнь течёт в никуда, не имея никакой цели. Но отличие главных героев от остальных молодых дворян в том, что их не устраивает такое положение вещей. В один день словно проснувшись ото сна они хотят бросить вызов размеренной дворянской жизни. Причиной тому стала скука и разочарованность в однообразии будней типичного молодого представителя богатого сословия. Сравнивая то, как герои оттолкнули от себя привычный образ жизни, Пушкин делает первые штрихи в образы юношей.
Ленский кажется застенчивым человеком, который вынужден много времени проводить в свете из-за своего положения, но не получает от этого удовольствия. При этом он словно расцветает рядом с тем кто разделяет его увлечения. Ленский — начинающий поэт, он всей душой любит искусство, говорит о нём восторженно и почитает мэтров литературы и философии.
Онегин кажется натурой увлекающейся и быстро охладевающей к новым увлечениям. Он познал за свою недолгую молодую жизнь многое, в результате настолько ей пресытился, что потерял интерес к самому своему существованию и начал хандрить. В Онегине постепенно проступают зачатки нигилизма, во многом он даже схож с Базаровым. Он циничен, высокомерен, презирает людей с мещанскими интересами.
Когда юноши встретились в деревне, то оказалось, что их роднит не только неприятие традиционного образа жизни дворянина. Как и город, глубинка точно так же полна примитивными и самовлюбленными богачами-помещиками. Ленский презирает их за низменность и отдалённость от искусства, а Онегин за душевную пустоту.
В деревне Ленский освоился быстро. Как истинный поэт и творческая личность он любит красоту природы и тонко её чувствует. Его друг не разделяет восторга, деревня кажется ему такой же скучной как и город. Незаурядность Онегина — его проклятье. В любом обществе он не сможет найти себе места. И больше всего от этого страдает сам Евгений.
Может показаться, что Пушкин изображает Онегина как отрицательного героя. Автор открыто не признаётся в симпатии к персонажу, но отмечает его положительные стороны. Онегин тонко чувствует людей. Ему достаточно одной встречи, чтобы понять, кто есть кто. Ярче всего эта способность выражается в эпизоде, где юноши знакомятся с сёстрами Лариными. Несмотря на то, что Ольга предстаёт как первая красавица в обществе, Онегин сразу видит её простоту и примитивность, в то время как в Татьяне замечает необычное и возвышенное.
Ленский не может похвастаться таким чутьём. Он не может оценивать окружающую действительность реально, потому что слишком погружён в творческие грёзы. Нередко Ленский сам приписывает окружающим нужные ему черты. Так он очарован красивой Ольгой и думает, что она такая же прекрасная в душе. В образе младшей из сестёр Лариных Пушкин вывел типичный образ героини из любовного романа — красавицы с пустой душой и без характера.
Ленский идеализирует людей, Онегин же, напротив, не даёт им шанса ему понравиться. Часто он не замечает достоинства и преувеличивает недостатки окружающих.
Лучшим эпизодом, в котором раскрываются характеры героев, является сцена дуэли. Ленский предстаёт как человек, который не знает, что такое смерть и думает, что будет жить вечно. Для него это лишь широкий жест и красивый порыв души. Он идеализирует сражение на дуэлях точно так же, как и всё, что его окружает и кажется ему романтичным.
Реалист-Онегин, который в данной ситуации мог бы отказаться от дуэли благодаря своему трезвому уму, проявляет чудовищный эгоизм и ранимое самолюбие. Прикрываясь надуманными понятиями о чести, он стреляет в друга под давлением смешков и перешёптывания зевак. Онегин пытается сам себя оправдать, но так и не смог этого сделать. Возможно, муки совести не оставляли его до самой смерти.
Ленский и Онегин представляют собой два пути, которые были у «неправильной» дворянской молодёжи. Если юноша не принимал устоев общества и не хотел играть по его правилам, он погибал или ломался. Добродетели вроде ума, творческого мышления, эмпатии, чуткости и доброты в этой среде являются пороками и заставляют человека страдать. Это противоречие актуально и для современного общества, поэтому роман «Евгений Онегин» прекрасно понимается людьми из нашего столетия.