Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение на тему «Система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»

И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.
А. С. Пушкин
В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал правдивую и яркую галерею русских характеров. Подобно Онегину и Татьяне, столь же жизненны, реалистичны и другие персонажи: Ольга, Ларина-мать, няня Филипьевна, соседи Лариных, петербургское общество.
В образе Филипьевны ясно видны черты пушкинской няни Арины Родионовны. Она плоть от плоти народа — хранительница обрядов и традиций. Именно она готовит Татьяну к гаданию, рассказывает ей сказки, старинные обряды и о своем прошлом. Ее же, верную наперсницу, Татьяна посвящает в свои тайны, ни с кем другим героиня не советуется, лишь нянюшке поверяет свою трепетную любовь.
«Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена».
В этой сцене мы впервые видим типичный облик няни:
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке…
Она готова коротать ночи с любимицей, утешать и развлекать воспитанницу. Няня уже стара, но с готовностью вспоминает свое отрочество, которое представляется и Татьяне и читателям далекой сказкой.
Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
«Отправляя» Татьяну в Москву, автор рассказывает историю замужества ее матери, некогда чувствительной барышни. Выданная за Дмитрия Ларина, она пролила немало слез по своей несостоявшейся любви.
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Перерождение романтической барышни в помещицу вначале показано автором с достаточной долей иронии, но потом Пушкин переходит к описанию быта Лариных и их патриархальности, здесь тон меняется на сентиментальный.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели…

И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Ларины были обычной провинциальной семьей, достойные как осмеяния, так и уважения за приверженность традициям, доброту, хлебосольство. Критически настроенный Онегин обронил о хозяйке несколько приятных слов:
…Ларина проста.
Но очень милая старушка.
«Проста» — это слово запомним, чтобы сравнить Татьяну, естественно и с достоинством держащую себя в свете, с той городской дамой, когда Онегин увидит ее уже в Петербурге. Она окружена завсегдатаями гостиных, вероятно, не всеми ее доброжелателями, но ее безупречная репутация и естественность обращения располагают к ней разных людей.
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины, кланялися ниже,

Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Роман «Евгений Онегин» населен большим количеством героев — петербургских и деревенских «жителей», но, несмотря на достаточную их многочисленность, все характеры выписаны если и не очень подробно, то достаточно ярко, чтобы создать не только фон, на котором действуют главные герои, а обрисовать русские лица, составляющие общество того времени.
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой.
Колоритную картину пошлого и бездуховного общества дает автор при описании бала в доме Лариных, провинциальные повесы и остряки оказываются не привлекательнее, чем петербургские. На фоне совершенной природы, естественной красоты они выглядят нелепыми и жалкими, недостойными уважения.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный.
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный. Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком.

И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут.
Обжора, взяточник и шут.
Мы не рассматриваем характеры Ольги и Ленского не по забывчивости, а потому что о них не скажешь кратко — это тема отдельного сочинения.
Описывая окружение главных героев, Пушкин придерживается иронического тона, очень часто так же смотрит и на Онегина, а вот о Татьяне говорит серьезно — это его идеал, над ним не следует смеяться.