Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Сложность авторской оценки образа Владимира Дубровского

Сочинение на тему «Сложность авторской оценки образа Владимира Дубровского»

Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества, желания более повелительными, чем сознание необходимости. В этом суть романтического героя. Пушкин сохраняет ее в романе, где хочет реалистически исследовать причины поражения романтической личности перед силой обстоятельств.

Говоря о Владимире Дубровском как о герое, наделенном романтическими порывами, мы имеем в виду именно непосредственный романтизм его поведения и чувств, а не законченную романтическую систему мировоззрения, которой у него нет. Он часто не осознает до конца свой конфликт с действительностью. Процесс осознания себя и действительности в Дубровском не показан, как, скажем, это сделано в «Герое нашего времени» Лермонтова. Интерес Пушкина к проблеме соотношения романтических порывов и законов общества создан последекабрьской ситуацией, когда горечь опыта героев 14 декабря 1825 года требовала выяснения причин катастрофы. На связь романтического героя Владимира Дубровского с внутренним миром и порывами декабристов указывал В. Ключевский: «Дубровский-сын—другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия».

Показательно, что эта мысль принадлежит историку, сумевшему увидеть в пушкинском романе реакцию на общественную ситуацию эпохи. Идею независимости личности Пушкин сознавал как одно из условий общественного прогресса. В «Опровержении на критики» он писал об историческом значении идеи чести, о старинном дворянстве — носителе благородства и независимости: «Каков бы ни был образ моих мыслей, никогда не разделял я с кем бы то ни было демократической ненависти к дворянству. Оно всегда казалось мне необходимым и естественным сословием великого образованного народа. Смотря около себя и читая старые наши летописи, я сожалел, видя, как древние дворянские роды уничтожились, как остальные упадают и исчезают… и как имя дворянина, час от часу более униженное, стало наконец в притчу и посмеяние разночинцам, вышедшим во дворяне, и даже досужим балагурам!»

Эти заметки Пушкина, написанные в Болдине в 1830 году, очень близки к чувствам, одушевляющим старого Дубровского. Но для Пушкина «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе гуманистического мировоззрения Пушкина. Верность этой идее определяла и поэтическое творчество, и личное поведение. Недаром Лермонтов назовет погибшего Пушкина «невольником чести».

Владимир Дубровский представлен благородным защитником этой идеи. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким В. Дубровский и предстает в рассказе Глобовой.

Он наделен великолепными качествами решимости, мужества, самообладания. Попадая в ситуацию Гамлета, Владимир Дубровский также не мстит за отца. Для Гамлета «убийство гнусно по себе», гуманистическое мироощущение не позволяет датскому принцу превратиться в слепое орудие мести. Чтобы пролить кровь, Гамлету нужны грандиозные основания и непосредственность возмущения. Он не может совершить примитивной мести, ибо наделен любовью к человечеству и сознанием невозможности осквернить себя преступлением. Владимир Дубровский скован в своем действии любовью к Маше Троекуровой. В этом обычно и обвиняют пушкинского героя, как много веков обвиняли Гамлета в рефлексии и пассивности. Однако при всей равновеликости этих героев, их отказ от мести объясняется высокими причинами. У Гамлета месть за отца перерастает в борьбу за восстановление в мире человечности. Рефлексия Гамлета привела его к отказу от низких мотивов действия. Отбрасывая их, Гамлет идет к трагической победе. У Дубровского месть за отца невольно перерастает в социальный протест. Он становится заступником обиженных.

Но Владимир Дубровский не преодолевает низких мотивов действия, как Гамлет, а отказывается от мести ради любви. Призывая Машу не опасаться в нем разбойника, Владимир говорит: «Все кончено. Я ему (Троекурову) простил… Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось… Я отказался от мщения, как от безумства». Человечность в Дубровском победила враждебность, подсказанную социальным законом!

И при всей романтической решительности характера Владимир Дубровский приведен к трагическому поражению. Как Шекспир не осуждает Гамлета за промедления (самообвинения героя лишь возбуждают сочувствие зрителя), так Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову. Пушкин сознает, что не в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского. Широкое социальное сознание не позволяет писателю в связи с этим упрекать героя в непоследовательности поведения. Неодобрения автора, напротив, возникают именно из-за неподвижности сознания героя. Упрек автора рожден не избыточностью «превращений», а отсутствием подлинного «преображения». Владимир Дубровский, как герой энергичный и чувствительный, разумеется, наделен изменчивостью настроений.

Грозная властность в его голосе останавливает возмущенную толпу, спокойная решительность и самообладание позволяют Дубровскому присутствовать при чтении своих примет и «как ни в чем не бывало» сидеть рядом с ограбленным Спицыным. Нежность отношений с отцом и то красноречивое, то смущенное обращение к Маше свидетельствуют о чистоте и чуткости души. Владимир Дубровский очень разнообразен в своих чувствах. Но внутренний склад-героя при этом не меняется. Недаром Пушкин, правя XI главу, вычеркнул слово «преображение» и заменил его другим: «превращение» («Мы видели, как изумил он бедного Антона Пафиутьича неожиданным своим превращением из учителей в разбойники»),

Сжатые, внезапные и резкие повороты в судьбе героя не меняют существа его характера. Дубровскому в ходе романа приходится повзрослеть, но, пожалуй, лишь летами. В этой неизменности героя — одна из причин его поражения.