Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Смысл названия поэмы В. В. Маяковского "Хорошо"

Сочинение на тему «Смысл названия поэмы В. В. Маяковского «Хорошо»»

«Я земной шар чуть не весь обошел, — и жизнь хороша, и жить хорошо. А в нашей буче, боевой, кипучей, — и того лучше». Эти слова сказаны о советской стране, преданным патриотом которой был Маяковский. Поэма «Хорошо» — символ светлого будущего, в котором поэт был уверен. «Хорошо» — это то единственное слово, которым он определял будущую жизнь советских поколений, не видя иного столь же емкого определения.

Название «Хорошо» выражает еще до того, как мы открыли книгу, боевой, наступательный характер поэмы. Короткое и четкое слово, в которое вложено так много, вполне в духе Маяковского. Он сказал «Хорошо» — и более полного названия нельзя было придумать, в нем явственно проявился социалистический пафос, свойственный поэту.

Название вызывает некоторое удивление хотя бы потому, что это наречие. Но вспомним, что это Маяковский и у него уже встречались необычные названия: «150000000» звучит не менее странно, но не оставляет сомнений в содержании. Название всегда необычайно важно, тем более для книги, политически значимой. «Хорошо» сразу и безапелляционно определяет позицию автора, заявляет о его настрое.

Поэма писалась к десятилетию Октябрьской революции (хотя в тексте нет упоминаний о юбилее, революция как будто происходит в настоящий момент), и была не чем иным, как преддверием того «хорошего» будущего, которое после всех испытаний ожидает советский народ. Ожидание коммунистического будущего основано у Маяковского в первую очередь на провозглашении всеобщего народного труда, который так образно показан в сцене погрузки вагонов: «В наши вагоны, на нашем пути, наши грузим дрова». Это выделенное во всем тексте слово «наши» подчеркивает основную идею коммунизма: теперь нет личного, только общее. В сцене погрузки вообще много фраз, которые можно цитировать как отдельные коммунистические лозунги: «… мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею», «Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей». Советским народом в те годы действительно делалась «величайшая эпопея». Пусть идея не оправдала себя, но в те времена никто не знал, во что выльется впоследствии строительство коммунизма. Тогда он был светлым идеалом, составлявшим сущность жизни подавляющего большинства людей. Сцепа субботника служит ответом автора на вопрос «Возможно ли построить социализм в отдельно взятой стране?»

Есть в поэме картины голода, холода, лишений. Причем сам автор выступает в этих сценах главным героем. Молено спросить, где же тут «хорошо», если лучший подарок на Новый год — щепотка соли, если для того, чтобы купить пшена, нужно продать пиджак, если в печке жгут Шекспира? В Маяковском живет убежденность: да, и это хорошо, ибо тяжкая жизнь, черный труд являются залогом светлого будущего. Страна отстраивается, нужно помогать ей, и только тогда она станет тем самым «великим, могучим Советским союзом», о котором тогда мечтали все. Основа убежденности Маяковского — в обобщении фактов, наблюдений за жизнью. Все те мелочи, которые он видит, не являются для него значимыми сами по себе, а вливаются в большую реку под названием «историческое событие». Какое значение имеет то, что сейчас ты несешь в подарок своей возлюбленной морковь и половинку полена вместо «конфект да букетов», если твои потомки будут всегда сыты и согреты? С такой мыслью и труд доставляет радость. Потому и сумел наш народ после многочисленных войн и революций начала века отстроить страну, что непоколебимо верил в светлое будущее. Любой грандиозный труд держится на грандиозной идее, в данном случае на идее коммунизма.

Маяковский в конце поэмы «перескакивает» из прошлого в будущее и представляет нам цель всех устремлений: картину советского «завтра», когда человек «землю попашет, попишет стихи». Маяковский и то, и другое рассматривает как одинаково ценную лепту, которую каждый вносит в общий труд. «Республика наша строится, дыбится», основываясь на всеобщем добровольном труде.

В последней главе и возникает слово «хорошо», которого подсознательно ждешь во время чтения. А раз появившись, слово уже не исчезает: «жизнь хороша», «жить хорошо», «Бьем грошом. Очень хорошо», «Пойду направо. Очень хорошо», «Никогда не было так хорошо», «прокуроры дрожат. Как хорошо!», «Грозят? Хорошо», «Лезут? Хорошо», «Как хорошо!» В этих отрывистых фразах есть все: и наслаждение жизнью, и угроза врагам, и любование природой. Словом, что бы пи сделал человек (советский человек!), все можно определить одним единственным эпитетом. То, к чему стремились, свершилось. Советская страна живет и дышит, растет и развивается. Маяковскому все-таки становится тесно в рамках одного слова, и он произносит знаменитую фразу «жизнь прекрасна и удивительна».

Таким образом, названием своей поэмы Маяковский хотел определить картину советской реальности, какой он ее видел. Ему на самом деле удалось воссоздать живую, энергичную трудовую деятельность. Поэма «Хорошо» стала «программным произведением» в полном смысле слова. Маяковский не мог, конечно, и представить того будущего, которое в действительности ждет Советский Союз, но на тот момент произведение явилось искренним, правдивым и, несомненно, вызывало лучшие чувства в сердцах людей.