Социальная тема поддерживается образом мужика. Он думает только о хлебе насущном. Картина лесной идиллии переводится им в денежную стоимость медвежьей шубы и живых медвежат. С этим образом в. Сказку входит бытовой, сниженный стиль народной речи: Рублев, отколь, трои медвежата.
В художественной системе «Сказки о Медведихе» социальная проблематика не могла получить полноценного развития, так как вступала в противоречие с лирической основой. Пушкин попытался синтезировать очень широкий диапазон фольклорных стилей: песни, плача, былины, сказок о животных, скоморошьей сатиры. И он пришел к пониманию того, что у народа существует свое, специфическое представление о «высоком» и «низком» в искусстве, это две разные области. «Высокое» связано с прямым выражением идеала (волшебная сказка, былина, лирические жанры); «низкое» соотносится с разнообразными формами смеховой культуры, воплощает негативную оценку дурных сторон бытовой или социальной действительности.
В фольклоре социальная тема прежде всего развита в сатирической сказке. Азадовский верно заметил о Пушкине: «Его влекла не только сказочная фантастика, но он остро чувствовал и социальную природу сказки и ее связь с реальной жизнью». Социальная проблематика ярко проявилась в первой и последней сказках Пушкина. Конфигурация повествовательных схем обеих однотипна, она соответствует очень распространенному типу сюжета: договор, заключенный между двумя неравноправными сторонами (у Пушкина между попом и работником, между царем Дадопом и волшебником), и стремление одной из сторон к невыполнению невыгодной для себя части этого договора (поп хочет лоб от расправы избавить И Балду-то без расплаты отправить; и царь Дадон не выполняет своего обещания:
«Помнишь за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою».
Сатирические сказки о попах, и среди них сюжет о попе и наемном батраке, в том виде, в каком они существовали в XIX в., выражали народную оценку наиболее поздних общественных отношений, порожденных крепостнической эпохой. Их критический смысл был самым актуальным во всей системе фольклора, а именно эту сторону Пушкин заострил в своей литературной» сказке. Исследователи подчеркивали, что в первой сказке Пушкина «народность содержания и формы приходят в едва ли не максимально возможное для сказки в стихах гармоническое соответствие» (Д. Д. Благой), однако позиция поэта в этой сказке не исполнительская (фольклорная), а авторская.
Конспективная запись Пушкиным народного источника (сказки, услышанной в Псковской губ.) представляет собой контаминированный сюжет, объединяющий несколько повествовательных мотивов:
хозяин (поп) и батрак (наем за три щелчка в лоб);
порча хлева (медведь в хлеву);
угроза морщить озеро веревкой (работник вьет веревку, чтобы озеро морщить и чертей корчить);
кто понесет лошадь: человек садится верхом;
состязание в беге: человек вместо себя запускает младшего брата — зайца;
кто дальше бросит дубину: человек ждет облако, чтобы забросить на него дубину, — черт признает себя побежденным;
бегство от работника (от дурака): он прячется в мешке с провизией, хозяева забирают мешок, а вместе с ним и работника;
хозяйка (поп) брошена в воду вместо работника;
лечение царской дочери, одержимой бесом;
игра в карты па орехи, щелчки и т. п.: человек обыгрывает черта;
кто раскусит камень: вместо камня человек раскусывает орехи, горох и т. п.;
железный человек и черт: солдат бьет черта с помощью железного человека.
Все мотивы скреплены в сюжет образом работника: в центре внимания оказались его невероятные проделки. В фольклорном тексте были объединены в одном лице два основных типа героев русской сатирической сказки: дурак и шут.