Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Способы раскрытия авторской позиции в романе "Герой нашего времени"

Сочинение на тему «Способы раскрытия авторской позиции в романе «Герой нашего времени»»

Каждое действие человека всегда должно быть им самим обосновано, ибо просто так, без «сознательных» или «несознательных» причин, никакое дело и никакой поступок не может свершиться. Однако распознать, понять и осознать позицию автора, главную идею всего произведения необычайно трудно. Аналитический ум Лермонтова «внедряется» в каждую фразу, расщепляя ее до самой сути. Но эта его истина стоит где-то «над», поэтому столь важно и сложно ее увидеть. Итак, попробуем выяснить, с помощью каких средств и какими способами все же раскрывается загадочная авторская позиция.

Несомненно, весь роман определяют три слова, составляющие название («Герой нашего времени»). Причем Лермонтов, как блестящий филолог, обыгрывает их во всевозможных значениях. «Герой» для него и «выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек» (а разве не таков Печорин?). «Герой» — и «главное действующее лицо драматического произведения». И, наконец, герой для писателя — «это лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи и времени». Однако и «время» неоднозначно у Лермонтова. Оно разделено на две сферы, внешнюю и внутреннюю. Несомненно, время, «действующее» в книге, внутреннее. Внешнего вообще как такового нет (прошлое, настоящее и будущее перепутаны и, кажется, вовсе не соблюдены). Таким образом получается, что уже в названии намечена не только главная тема (современности), но и в целом определен сюжет и назначение героя.

Хронологически повести расставлены неправильно. Согласно тому периоду жизни Печорина, который представлен в романе, правильнее было бы расположить их так: «Тамань» — «Княжна Мери» — «Бэла» или «Фаталист» — «Максим Максимыч». «Путаная» хронология зачем-то нужна Лермонтову. Возникает не последовательность жизни Печорина, а последовательность событий в жизни повествователя (странствующего офицера), последовательность «приобретения» им знаний о герое.

Итак, как же Лермонтов раскрывает свою задачу, поставленную еще в предисловии (показать болезнь своего поколения)? Печорин, да и другие персонажи показаны в привычной для писателя концепции изображения человека (мнение о нем других — портрет — мысли и внутренний мир). Именно так мы узнаем о Печорине сначала из уст Максима Максимыча, затем видим его глазами странствующего офицера и, наконец, читаем о его собственных мыслях и чувствах. Так же появляются Азамат, Бэла, Казбич, княжна Мери, Вернер… Однако даже при таком детальном рассмотрении героев все же невозможно проникнуть на самое дно их души, полностью их понять. Поэтому Печорин вовсе не становится понятным даже в конце романа. Вообще, композиция и не направлена на то, чтобы «пояснить» героя. Печорин показан сразу в нескольких ракурсах; одновременно сосуществуют разные грани его души. Такая двойная композиция и «двойные» герои «делают» главным литературным приемом произведения антитезу. Несомненно, она как нельзя больше соответствует размышлениям как Печорина, странствующего офицера, так и самого Лермонтова.

Антитеза Лермонтова расщепляет все явления на два противоположных понятия и, вместе с тем, как бы соединяет их в одно целое, преобразует «несовместимости» в «совместное». Таким образом, уже само значение антитезы двойственно (разделять и соединять в одно и то же время). Именно согласно этому принципу построена система персонажей в романе. С одной стороны, они все герои-двойники Печорина, с другой — самостоятельны, ибо несут в романе определенную смысловую нагрузку. Эта раздвоенность и есть болезнь времени по Лермонтову. Герои его противоречивы как в действии, во внешнем облике, так и в мыслях, поэтому не имеют внутреннего стержня.

Через композицию, систему двойников и «антитезность» повествования Лермонтов определяет болезнь своего времени — существование вне прошлого и будущего, отсутствие связей между людьми, духовная раздробленность человека.

Постоянно употребляются в романе слова «судьба», «рок», «необходимость». В повести «Фаталист» герой вступает в схватку с судьбой и своим разумным, просчитанным поведением полностью утверждает свободу человека и его ответственность за свою жизнь.

По прочтении романа возникает ряд, казалось бы, неразрешимых вопросов. Однако, если «вглядеться» пристальнее во внутреннюю структуру романа, можно увидеть, что все вопросы, хотя и достаточно парадоксально, раскрыты в тексте (раскрыты все возможные ответы на них). Причем вся цепь проблем перекликается с главной темой всего произведения (современный автору человек). Получается, что через композицию, определение жанра, жанровую направленность, значение слов, самохарактеристики героя, диалоги Лермонтов не просто определяет болезнь поколения и ее причины, но создает «подводное течение» романа, что и называется авторской позицией. И все в этом «течении» должно восприниматься по-лермонтовски, иное восприятие помешает понять концепцию, задачу и, главное, истину автора.