Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Сравнительная характеристика Онегина и Татьяны (по роману "Евгений Онегин")

Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Онегина и Татьяны (по роману «Евгений Онегин»)»

Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт всех времен и народов. Его гениальные произведения волновали читателей многих поколений. Его стихи всегда молоды, интересны и актуальны. Крупнейшим и интереснейшим произведением Пушкина является роман «Евгений Онегин». Белинский называл его «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман многосторонен, дает представление о жизни России первой четверти XIX века. Но меня больше интересуют образы героев этой эпохи. Устарели ли наши идеалы по сравнению с пушкинскими временами? Я думаю, нет. Попробуем сопоставить двух героев: Татьяну и Онегина. Да, трудно сравнивать мужчину и женщину, но и интересно.

Татьяна — вдумчивая, романтическая натура, выросшая на русском раздолье:

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами, украшала ей.

Онегин же в суете света не чувствует прелести жизни:

Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.

Евгений рано устает от бессмысленной жизни, пытается наполнить ее чтением, трудом:

Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку.
Читал, читал, а все без толку…

Образ жизни героев продиктован тем, что Татьяна живет в деревне, а Евгений — в столице. Ее воспитывают няня, природа России, семейный уклад. Герой же был отдан с раннего детства на руки гувернантам. «Русская душою», героиня воспринимает жизнь в деревне спокойно. Она живет в гармонии с природой, поэтому не испытывает скуки, тоски. Татьяна — цельная и богатая натура, а не пустой сосуд, который требует наполнения. Героиня любит читать романы, которые будят ее воображение:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Но и русская старина близка героине. Татьяна с удовольствием слушает нянины сказки, верит гаданиям, приметам;

…Страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.

Волею судьбы оказавшись в деревне, Евгений поступает благоразумно и рационально:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Но и только. Природа его волнует ровно «два дня», скука одолевает так же неотвратимо, как и в столице. Евгений не знает русской природы, не умеет ее любить и ценить, понимать ее, так как его воспитывали в городе, да еще и иностранцы. Встретив Татьяну, он сразу понял и оценил ее, но «привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу я потерять не захотел», — так потом он объяснит Татьяне причину своей холодности.

Испытание любовью герой не прошел. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, «игре», а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Он пытается научить героиню скрывать подлинные чувства, уметь лицемерить. То есть учит ее тому, что умеет сам:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

А вот любить, быть искренним, открытым он не может. Из-за этого теряет единственный шанс, данный Богом или судьбой, быть счастливым. Герой признается:

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя:
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.

Онегин — противоречивая натура. Он не уважает поместное дворянство, среди которого живет, а с другой стороны — боится быть оклеветанным этими людьми. Из-за этой слабости Онегин убивает на дуэли приятеля и едет путешествовать. Зачем? Для того чтобы успокоить душу, совесть? А может быть, чтобы погибнуть от шальной пули:

Онегин взором сожаленья
Глядит па дымные струи
И мыслит, грустью отуманен:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик…

Последняя фраза приводит в ужас. Как же печальна и безысходна должна быть жизнь, если молодой человек мечтает о смерти!

Татьяна же по-прежнему ровна, спокойна, величава. Но как ей дается это спокойствие?! Она хорошая «ученица», прекрасно усвоившая урок, данный ей в деревне. Героиня лучше понимает Онегина, чем он сам себя.

Роман обрывается на полуфразе. Но автор сказал все, что хотел. Он создал образ героя двадцатых годов XIX века. Нарисовал прекрасный портрет русской женщины, уходящий корнями в деревенскую литературу. И фраза Татьяны:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна, —

достойный конец, венчающий этот бессмертный, вечно юный роман.