С именем Пушкина Белинский соотносил все самые важные события и имена в русской литературе. Творчеству поэта посвящено одиннадцать статей. В них раскрывается новаторство и историческое значение Пушкина для русской литературы.
Белинский считал, что «писать о Пушкине — значит писать о “целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей».
В шестой и седьмой статьях Белинский исследует пушкинские поэмы, в восьмой — девятой — «Евгения Онегина», в десятой — трагедию «Борис Годунов», одиннадцатая посвящена «Маленьким трагедиям», сказкам и повестям. Критик видит историческую заслугу Пушкина в том, что поэт «расширил источники нашей поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы…»
Роман «Евгений Онегин» Белинский считал центральным произведением Пушкина, в котором отразились личность, взгляд на мир, идеалы поэта. Для критика «Евгений Онегин» — поэма историческая, в каждом из героев ее выражена какая-то грань общественного бытия. Белинский первым назвал роман «энцик-
KJ U
Лопедиеи русской жизни».
Анализируя образ Онегина, критик отмечал незаурядность личности героя: «… Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Большую заслугу Пушкина Белинский видел в том, что он не только поэт-художник, но и «представитель впервые пробудившегося общественного самосознания».