Когда я в первый раз прочитала стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», я мгновенно представила себя в осеннем лесу. Настроение грусти в сочетании с ожиданием радостной встречи чувствуется в каждой строке этого лирического произведения. Очень верно сказал о творчестве А. А. Фета поэт Серебряного века К. Д. Бальмонт: «Фет — нежнейший поэт неуловимых ощущений, воздушных, как края вечерних облаков, и странно-прозрачных, как тихие жуткие воды глубокого затона».
Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» написано осенью 1891 года. Краски и звуки увядающей природы очаровывают поэта. Фет находит необычайно выразительные образы для характеристики движения в мире. «Чистый и свободный воздух» помогал ему отстраниться от «будничного дня». Поэт запечатлевает в стихотворении неповторимые, минутные переживания, ощущения:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело —
Я ничего не пойму.
На первый план выдвигается растерянность лирического героя, чувство неизвестности и одиночества. Поэт начинает стихотворение с олицетворения. Природа, окружающая героя, видится живой, в движении. «Кругом всё гудёт и колышется». Мир вокруг лирического героя живёт своей особенной жизнью, и человек, оказавшийся с ним наедине, попадает под власть магических природных сил. От этого ощущения лирический герой потерян и даже испуган. Не случайно поэт характеризует его состояние как противоречивое. Стихийное движение природы, её величие и особая таинственность восхищают и пугают героя одновременно. Эмоции переполняют его: грусть сочетается в душе с весельем, жуткое одиночество с шумом порывистого ветра. В первой части стихотворения мы видим человека во власти природы. Поэт чередует зрительные, слуховые впечатления лирического героя с яичным восприятием происходящего. Мы ясно представляем картину осеннего леса: ель, ветер, кружащиеся листья. Фет удивительно лаконично, но в то же время, выразительно передаёт настроение одиночества, неуютности и грусти лирического героя. Поэт дважды в небольшом по размеру стихотворении употребляет слово «ветер». Этот образ делает первую часть произведения порывистой, динамичной. Мы будто на себе ощущаем его резкие и холодные дуновения. Ветер заставляет шуметь лес, кружит листья у ног лирического героя. Он является властным повелителем осенней природы. Именно поэтому лирический герой так остро чувствует своё одиночество и тоску.
Вторая часть стихотворения освещена радостным, светлым ожиданием встречи. Душа лирического героя стремится вырваться из плена лесной стихии. Неожиданно где-то далеко слышится звук гудящего рога:
Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Творчество Фета гармонично соединяет в себе поэзию и музыку, для него эти понятия неразделимы. Строки стихотворения в полной мере это подтверждают. Звуковая организация произведения настолько выразительна, что читатель слышит в стихотворении рог вдалеке, шум и движение леса. Слова передают музыку окружающего мира. Во второй части тональность стихотворения резко меняется. Теперь строки отражают душевный подъем лирического героя. Он называет себя «бедным странником», чем объясняет эмоциональную окраску первой части. Надежда героя на встречу во враждебном, чужом лесу с другим человеком отражается в последних строках стихотворения:
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мёртвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Первая строка этого четверостишия говорит нам о душевном состоянии лирического героя. Стремление к общению передано в этих словах. Неожиданный звук рога сладостен для героя. Поэт использует яркую перифразу, называющую рог «медным глашатым». Интересно, что в стихотворении напрямую не говорится о встрече странника с людьми. Лирический герой стремится покинуть мир «мёртвых листов»; «тонко взывающий рог» становится своеобразным провозвестником перехода героя в мир людей, мир тепла и света. Образ рога, являющийся центральным во второй части стихотворения, символизирует обретение одиноким человеком надежды на общение и человеческую доброту.
Если в первой части стихотворения природа для лирического героя оживает, она враждебна по отношению «чужаку» , то последние строки меняют его отношение к окружающему миру. Душа странника наполняется светлым чувством долгожданной встречи с миром человека. Теперь увядающая природа видится ему мёртвой и безжизненной. Встреча с человеком, каким бы он ни был, — вот мечта лирического героя. Умирающая, чуждая путнику природа поражает его воображение, однако радость он находит не в звуке ветра и шуме гудящего леса, а в зове рога. Страннику кажется, что тот его «нежно приветствует».
Последние строки стихотворения — это лирическое обращение лирического героя к олицетворенному образу медного рога, звук которого напоминает ему живой голос, несущий весть о скорой встрече.
Звуковая организация стихотворения имеет волнообразный характер. Чередование четырёх- и трёхстопного дактиля придаёт строкам динамику и мелодичность. Поэт строит стихотворение, стремясь как можно реалистичнее, ощутимее передать резкие порывы ветра, противоречивое настроение человека в осеннем лесу. Для этого он использует широкие возможности русского синтаксиса и пунктуации.
Вторая и пятая строки стихотворения начинаются с назывных предложений, после которых делается интонационная пауза. Следующие за ними предложения читаются с повышающейся интонацией и создают эффект порыва ветра. Так поэт передаёт движение природных сил.
Вторая часть стихотворения тоже имеет подобные паузы, только более короткие. Первая строка резко делит всё произведение на два противоположных друг другу настроения. Междометие «чу» заставляет читателя сделать довольно длинную интонационную остановку для того, чтобы услышать вдали «тонко взывающий рог». Только вслушавшись в этот зов, мы сможем прочувствовать смену общей эмоциональной тональности стихотворения.
Наряду с приёмами синтаксиса, важную роль в произведении поэт уделяет художественным тропам. Интересно заметить, что первая часть стихотворения не содержит ни одного эпитета и метафоры. Единственный приём, используемый автором, — приём олицетворения. Вторая часть является в художественном отношении противоположностью первой. Здесь поэт вводит эпитеты, обращается к метафорическому описанию поэтической ситуации. Простой, несколько скудный язык первой части стихотворения сменяется светлыми красками второй. Благодаря этому, ещё ярче проступает идея произведения: человек чувствует свою разобщённость с миром природы, поэтому всей душой стремится обрести покой и гармонию в мире людей.
В целом, стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» несёт в себе жизнеутверждающую идею. Равнодушный к судьбе странника мир «мёртвых листов» противопоставляется в произведении светлой радости человеческого общения. На мой взгляд, ведущим настроением, чувством здесь является всё-таки не грусть и безнадежность, а просвечивающая в каждой строке любовь к жизни, ощущение её полноты и тепла. Потребность лирического героя в простом человеческом общении, его желание уйти от одиночества и осеннего холода делает стихотворение настолько добрым и светлым, что не остаётся ни капли сомнения в верности утверждения, что философия поэта и его поэзия глубоко гуманистичны и оптимистичны.