Фет — талантливый художник, тонко чувствующий величие природы. Он замечательно передаёт её краски и звуки. Для творчества Фета наиболее характерны картины весны и утра. И стихотворение «Это утро, радость эта…» не исключение.
Произведение изобилует выразительными образами природы. Они сменяют друг друга в стройной и упорядоченной последовательности. Двадцать четыре образа использует поэт для описания всего лишь одного времени года — весны. Движение мысли и чувства поэта отражается в стихотворении сужением поля зрения. Первые строки — это обращение поэта к радости и силе света:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Поэт открывает для читателя удивительный мир. Световые образы переходят в предметные. Весна ассоциируется у автора с криком и вереницей птиц, с «говором вод», с мошками и пчёлами. Последние строки стихотворения рисуют состояния человека весной:
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна.
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
Взгляд поэта постоянно в движении. Сначала он обращен вверх, в небо, затем поэт обводит взглядом окружающий его мир:
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…
Здесь поэт резко сужает своё поле зрения. С далёких гор его взгляд мгновенно перемещается на крошечных насекомых, вьющихся около него. Неожиданность смены образов характерна для этого стихотворения в целом.
Важно отметить изменение в произведении эмоциональных окрасок. В начале стихотворения общая тональность — светлая. Слова, употребляемые Фетом: «радость», «мощь», «свет», —создают праздничное настроение. В строках слышится особая торжественность. К концу стихотворения эмоциональная окраска резко меняется: «вздох», «ночь», «мгла», «жар». Поэт прослеживает путь от света к мгле. Не случайно он рисует образ зорь без затмения. Таким образом, поэт в восемнадцати строках стихотворения вмещает движение солнца от восхода до заката. Несмотря на то что произведение завершается описанием ночи, мглы, последняя строка несёт в себе светлую жизнеутверждающую идею.
В середине стихотворения есть такие строки:
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист…
Слёзы, по мнению Фета, средство наиболее полного и глубокого выражения эмоций и чувств. Это свидетельство наибольшей остроты переживаний. Слёзы в стихотворении являются наивысшей ценностью в сфере эмоций. Этой строкой поэт передаёт своё восторженное отношение к весенней поре.
В стихотворении «Это утро, радость эта…» нет лирического героя. Точнее сказать, он скрыт. Фет сознательно пользуется таким приёмом, для того чтобы каждый читатель смог прочувствовать ощущение весны лично. Поэт считал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны, а лучшие поэтические произведения — это в сущности мелодии. Наше стихотворение своей мелодичностью напоминает музыкальное произведение. Как поэт добивается этого? Выбор размера (стихотворение написано четырёхстопным хореем), точная рифма и чёткая рифмовка придают звуковой организации стиха волнообразный характер.
Важной особенностью произведения является его безглагольность. Слова в строках разделяются и одновременно соединяются указательным местоимением «это». Стихотворение представляет собой одно предложение, в котором однородные подлежащие и сказуемое выражены именем существительным. Необычная синтаксическая организация делает произведение ярким и оригинальным.
Пора обновления природы в точности повторяет перемены в душе человека. Пейзаж в произведении служит выражением личных переживаний и настроений А. А. Фета. Минутные порывы души соотносятся в лирике поэта с вечным движением природы. Стихотворение « Это утро, радость эта…» удивительно точно показывает нам это гармоничное сочетание. И этим поэт провозглашает, что жизнь, несмотря на её тёмные стороны, прекрасна.