Вы находитесь: Главная страница> Фет Афанасий> Стихотворение А. А. Фета «Заря прощается с землею...» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А. А. Фета «Заря прощается с землею…» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)»

Кто из нас не любовался хоть раз в жизни зарей? Только самый черствый человек не ощущал в эти минуты слияния с природой, не хотел продлить эти мгновения хотя бы еще ненадолго. Почему-то, глядя на закат, хочется жить вечно, хочется все время видеть эту красоту. На закате самое яр­кое солнце, на небе — самые свежие краски, о существова­нии которых даже не подозревал. На закате редко думаешь о грустном, а если думаешь, то все равно знаешь, что когда-нибудь будешь очень счастлив, и это знание не разума, но сердца. Закат даже пыльный город окрашивает в- яркие тона, но в деревне он неизмеримо прекраснее. Часто не хва­тает слов, чтобы описать то, что чувствуешь в эти минуты. В такой момент можно открыть томик Фета, где написано о твоих, и только твоих чувствах, которые ты не умел выра­зить.

Фет чувствовал природу так, как может только поэт. Она для него жила, дышала, менялась, а он жил, дышал и ме­нялся вместе с нею. Фета всегда называли поэтом красоты, он всем своим творчеством создал ей гимн; для него не было ничего прекраснее природы, где каждая мелочь уникальна, восхитительна и продумана с непостижимой точностью. А все вместе такие мелочи составляют величественную картину:

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Все это настолько живо, что встает перед глазами объем­ным изображением: и лес, окрашенный по верхушкам захо­дящим солнцем, как будто отороченный яркой каймой, и особенно «пар на дне долин». Этот пар почему-то видится особенно ясно, и даже возникает ощущение сырой прохлады. Это ощущение приходит не сразу, а только если несколько раз перечитать стихотворение, проникнуть в его душу, сде­латься как бы частью того мира, о котором в нем говорится. Это не так уж и сложно, ведь мы все видели подобную картину в нашей среднерусской полосе.

Сначала изумляешься, почему же картина, встающая пе­ред глазами, настолько объемна, но вскоре начинаешь по­нимать, что это из-за теней. Ведь мы, когда смотрим на изображение чего-либо, воспринимаем это изображение как плоское, когда в нем отсутствуют тени. Если этот принцип действует в живописи, то почему нельзя применить его в литературе? По крайней мере он действительно правдив в стихотворении «Заря прощается с землею…»:

И все таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен.

В этой тени, растущей, «как сон» (какое необычное и точ­ное сравнение!) чувствуется динамика. В природе все по­движно. В литературе гораздо легче избегнуть статичности, чем в живописи, хотя талантливый художник может пока­зать движение природы с помощью холста и краски. Но в поэзии это гораздо проще, ведь в распоряжении автора го­раздо больше слов, чем у художника красок.

Самая удивительная строфа в стихотворении — послед­няя, где изображение словно раздваивается:

Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, —

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Тень тоже оказывается живой, приобретая те же права на существование, что и предмет, который ее отбрасывает. Если в природе каждая вещь живая, почему же тень долж­на быть мертвой? Нет, она ведет свою жизнь, она растет и меняется, как и все в природе. Она каждый день умирает на закате и вновь возрождается на рассвете. Сначала она коро­тенькая, низкая, как маленький ребенок, а затем начинает расти, становится «взрослой» и вдруг умирает, как только солнце сядет. Закат становится смертельным приговором для теней. Может быть, поэтому на закате иногда охватывает легкая грусть? Но именно легкая, потому что грустить не о чем, завтра начнется новый день. «Заря прощается с зем­лею», чтобы завтра поздороваться с ней снова.

Стихотворение «Заря прощается с землею…» — изящней­ший образец «чистой поэзии», еще одна краска, которую Фет положил на холст своего творчества. Это стихотворение не заставляет серьезно задумываться, оно просто способ­ствует тому, чтобы мы пристальней вглядывались в красоту мира, ценили ее, ведь мы в нашей вечной спешке так редко успеваем понять, что наша жизнь окружена несказанной кра­сотой. Возможно, стоит иногда бросить все свои дела и по­смотреть на закат солнца…