Трудно переоценить значение лирических произведений Афанасия Фета. Самые светлые и искренние чувства вызывают его стихотворения, в них мы находим разгадку своим ощущениям, порой смутным и неясным. Наш внутренний мир обогощается светлыми и яркими красками. Природа, любовь, жажда жизни — вот основные темы, проходящие через всё его творчество, ставшее образцом пейзажной и интимной лирики не только для поэтов, но и для писателей. Чтобы глубже постичь собственную жизнь, автор призывает жить в гармонии с природой, постоянно постигать этот огромный мир. В природе он видит источник жизненных сил: … нам дорога свобода, И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. Читая стихи А. Фета, обнаруживаешь, что можно выразить свой внутренний мир не просто словами, а звуками, интонацией, синтаксическим строем предложения. Это утро, радость эта, Эта мошь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птици… Все образы объединены, связаны указательным местоимением «это» в разных формах. Каждая строка начинается с него. По количеству строк — 18 раз! И еще шесть — в середине строк. Предложения читаются без длительных пауз, без интонации конца в строчках и строфах, на одном дыхании, ведь всё стихотворение — одно длинное предложение, в нем нет глаголов. … Этот говор вод, Эти ивы и березы,
Эти капли-эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист… Кажется, что строчки мелькают, словно кадры в кино, и несут они какое-то напористое, бурное чувство радости. Слово «радость» и является ключиком к стихотворению. Повтором местоимения в начале каждой строки, анафорой, создается радостное весенне настроение. Именно повторы делают стихотворение энергичным, радостно-напряженным. Если убрать местоимения в начале строк, то картина совершенно меняется по настроению, теперь стихотворение можно прочесть с совершенно спокойной интонацией, видится томное лето в разгаре. Даже в местоимении можно увидеть какое-то определение: либо это радость торжествующего утра, либо жизнеутверждающая мощь дня. Свод не просто синий, а лазурный, нежно-голубой или ярко-синий, у каждого читателя он свой. Говор вод шумный и торопливый, а может, размеренно журчащий. «Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист»: эти калпи можно сравнить со слезами, а может быть, это капли росы или сок раненой березы. Сравнение несет уже элемент тихой грусти или какого-то другого чувства, тихого, щемящего. Почему же «пух — не лист»? Скорее всего, это вербные почки, появляющиеся раньше листвы. От перечисления явлений природы Фет переходит к перечислению собыий человеческого бытия: «вздох ночной селенья», «ночь без сна», «мгла и жар постели», а затем вновь обращается к миру природы — «это дробь и эти трели» и завершает — «это все-весна». Читая это произведение, погружаешься в водоворот пробуждения природы. Кажется, что стихотворение охватило один миг, одно мнговение, а на самом деле и утро, и день, и ночь. В своих стихах Афанасий Фет говорит душой. И эта душа живет и помогает жить, она говорит и воспламеняет, волнуется и заставляет волноваться, дает возможность дышать и петь: Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами, — Звуком на душу навей.