Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Пушкина удивительно разнообразна как по жанрам, так и по тематике произведений. Кроме того, очень часто поэт нарушает общепринятые каноны и творит на стыке жанров: в результате получаются произведения, сочетающие в себе, например, признаки пейзажной зарисовки и послания, баллады и элегии.
Одним из таких произведений является стихотворение «Бесы». В нем вполне можно усмотреть по меньшей мере признаки пейзажной зарисовки и баллады. По тематике стихотворение относится к философской лирике.
Идеи, которые нашли отражение в произведении, во многом лежат в русле полемики с романтизмом, которую на протяжении долгих лет вел Пушкин. Пафос и приемы этой борьбы аналогичны тем, что имели место в таких произведениях, как стихотворение «Вурдалак», повести «Метель» и «Гробовщик» из «Повестей Белкина», «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» и др.
Описывая метель, бурю, которые застигли путников в дороге, поэт сознательно отходит от романтических канонов, «переворачивая» их и давая в неожиданной трактовке.
Несмотря на усиленное нагнетение «страшной», угрожающей обстановки, Пушкин в конечном итоге меняет отношение к происходящему на абсолютно противоположное. «Бесы» у Пушкина оказываются лишь порождением человеческих страхов, наваждением, которое завладевает человеком.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Нагнетение происходит по нарастающей, хотя Пушкин старательно избегает романтической возвышенной стилистики. Все его описания предельно точны, сравнения конкретны. В них нет романтической «изощренности» и натянутости.
Однако уже с середины стихотворения начинает проявляться ирония, сюжет начинает медленно поворачиваться, чтобы к концу превратиться в собственную противоположность.
Например,
Кони стали… «Что там в поле ?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Или:
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
И лишь вслед за этим поэт ставит точку, полностью переходя на иронический тон описания, который венчает все «путешествие» в царство нечистой силы:
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Пушкин всем содержанием стихотворения, своим отношением к описываемому демонстрирует свое основное философское кредо: мир благостен и прекрасен по своей сути. Жизнь наполнена радостью, и ее предназначение — в обретении счастья. Все «бесовские» игрища — лишь порождение человеческого воображения, страхов и суеверий. При этом (и это также очень характерно для Пушкина) он не выносит обвинительного приговора несовершенной человеческой природе, которая время от времени подпадает под действие этих страхов. Он с увлечением и восхищением наблюдает за этим явлением, потому что и оно — проявление жизни. Именно в смене настроений, душевных и эмоциональных состояний поэт видит красоту и основное проявление жизненных сил.