Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Бесы» было написано А.С. Пушкиным в сентябре 1830 года, в первую Болдинскую осень. Первоначальное название его — «Шалость». Однако затем оно было изменено поэтом. Точная история создания произведения не совсем прояснена. Известно, что Пушкин незадолго до работы над ним перечитывал «Ад» Данте.
«Бесы» — очень сложное стихотворение, несущее в себе глубокий поэтический и философский подтекст. На этом произведении лежит отпечаток и переломного, неоднозначного времени, и личных трудностей в судьбе Пушкина, и его определенного душевного кризиса. Тридцатые годы были очень непростым периодом в развитии русского общества той эпохи. Развитие прогресса оборачивалось утратой юношеских идеалов, вечных и незыблемых ценностей. Вот как писал о своем веке Е.А. Баратынский в стихотворении «Последний поэт»:
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья
Промышленным заботам преданы.
Аналогичные чувства пронизывают и многие пушкинские произведения. Кроме того, обстоятельства духовной и личной жизни поэта были очень сложными, неоднозначными. Предстоящая женитьба не оставляла в состоянии душевного спокойствия. Вот что писал он в письме к Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже тридцати лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня далее…»[27 — Смольников И. Болдинская осень. Л., 1986, стр. 5.] Перед женитьбой Пушкин поехал в Болдино для того, чтобы устроить свои денежные дела. Однако из-за эпидемии холеры пришлось задержаться там на три месяца. Поэт в тот период находился в «сквернейшем настроении»: откладывалась поездка к невесте, он лишен был общения с друзьями, складывались очень непростые отношения с критикой и публикой. Все это, безусловно, наложило отпечаток на его мировосприятие и творчество.
В литературоведении неоднократно отмечалась связь произведения с целым рядом пушкинских творений, общность их образов, тем и мотивов. Так, темой дороги (в прямом и метафорическом смысле) объединены стихотворения «Телега жизни», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Дорожные жалобы», «Зимнее утро». Однако во всех этих произведениях присутствует и образ Дома как приюта и спасения для одинокого путника. В «Бесах» же этот образ отсутствует. Зимний пейзаж здесь представлен в философском аспекте.
Также отметим жанровое своеобразие стихотворения. Оно напоминает нам романтическую балладу, в которой очень важен диалог героев. Диалог в произведениях данного жанра — это одновременно и реакция на событие, и повествование о нем. То же самое мы наблюдаем у Пушкина. Однако балладный сюжет направлен в прошлое, в мир легенды, лирический же сюжет «Бесов» порождает ассоциации с современностью[28 — Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С. Пушкина. Горький, 1980, с. 39–41.]. Кроме того, доминирующее значение в стихотворении имеют не внешние события, а сфера эмоций и переживаний лирического героя.
С первых же строк пушкинского стихотворения мы погружаемся в стихию тревоги и неопределенности, жутких и неясных предчувствий. Пейзаж дается через восприятие лирического героя:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Картина природы здесь полна экспрессии. Она напоминает нам описание метели в повести «Капитанская дочка»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло».
В полной гармонии с пейзажем находятся и чувства лирического героя. В душе его тревога, смутная, неясная тоска, мрак:
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Здесь четко обозначены эмоции и ощущения героя — словом «страшно». Страх этот не в силах победить даже звук колокольчика, призванного, согласно мифологической традиции, бороться с нечистой силой.
Во второй строфе развертывается диалог путника с ямщиком, усиливающий и нагнетающий это ощущение тоски и тревоги. В речи ямщика также чувствуется смятение и испуг:
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
«Нет мочи» — эта фраза ямщика передает охватившее людей отчаяние. И далее мы видим человека, зачарованного жуткими проделками беса, образ которого поражает своей неопределенностью, размытостью.
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят.
Во второй — четвертой строфах путь героя напоминает перемещение по замкнутому кругу: «нет мочи», «все дороги занесло», «следа не видно», «в поле бес нас водит, видно», «сил нам нет кружиться доле», «колокольчик вдруг умолк», «кони стали»[29 — См.: Щеголева И.А. «Урок литературы по теме «Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»: жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронная версия. festival.1september.ru.]. Здесь же образ беса в определенном смысле принимает более четкие очертания: «играет, Дует, плюет на меня», «в овраг толкает Одичалого коня».
Основной образ стихотворения, — это образ «кружения», «снежного вихря»: «В поле бес нас водит, видно, И кружит по сторонам». Затем образ этот разрастается до бесконечности:
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны
Будто листья в ноябре…
<…>
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине…
Именно в этом образе бессмысленного кружения заключена внутренняя тема произведения. И здесь мы можем говорить о символике пушкинского стихотворения. Дорога — это жизненный путь человека, его судьба (а может быть, и России), вьюга — это жизненные невзгоды, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути, порою безраздельно владеющие человеческими душами. Отсюда и эта тоска лирического героя, чувство безысходности:
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Композиция стихотворения — симметричная кольцевая. Симметричность создается пейзажем, играющим роль своеобразного рефрена:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
Кольцо подчеркивается и эмоциями лирического героя. В начале стихотворения он испытывает чувство страха. Затем оно ширится и растет, достигая своей кульминации как раз в этом пейзаже:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Нет нам сил кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? Пень иль волк?»
И завершается все вновь чувствами лирического героя: «Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…».
«Бесы» написаны четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка в каждом из четверостиший в восьмистишии — перекрестная. В стихотворении использованы емкие, эмоциональные эпитеты («мутно небо, ночь мутна», «средь неведомых равнин», «одичалого коня», «кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), повторы, подчеркивающие монотонность и однообразие зимнего пути, и одновременно нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»), олицетворения («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора («Вьюга мне слипает очи»). Лексика у Пушкина разнообразна: здесь мы находим слова разговорно-бытового стиля («поневоле», «нет мочи», «Хоть убей, следа не видно»), «высокого» стиля («очи», «далече»). Завывание метели передано в «Бесах» аллитерациями («Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…»).
Таким образом, стихотворение «Бесы» отразило не только кризисное душевное состояние поэта, но и кризисное состояние русского общества. Замечательно сказал об этом С. Булгаков: «Пушкин — наша родина, с ее неисследимой глубиной и неразгаданной тайной, и не только поэзия Пушкина, но и сам поэт» [30 — Булгаков С. Жребий Пушкина. — Пушкин в русской философской критике конца XIX — первой половины XX века. М., 1990, с. 274.].