Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, толкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, толкование, оценка)»

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Бесы» было написано А.С. Пушкиным в сентябре 1830 года, в первую Болдинскую осень. Первоначальное название его — «Шалость». Однако затем оно было изменено поэтом. Точная история создания произведения не совсем прояснена. Известно, что Пушкин незадолго до работы над ним перечитывал «Ад» Данте.

«Бесы» — очень сложное стихотворение, несущее в себе глубокий поэтический и философский подтекст. На этом произведении лежит отпечаток и переломного, неоднозначного времени, и личных трудностей в судьбе Пушкина, и его определенного душевного кризиса. Тридцатые годы были очень непростым периодом в развитии русского общества той эпохи. Развитие прогресса оборачивалось утратой юношеских идеалов, вечных и незыблемых ценностей. Вот как писал о своем веке Е.А. Баратынский в стихотворении «Последний поэт»:

Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья
Промышленным заботам преданы.

Аналогичные чувства пронизывают и многие пушкинские произведения. Кроме того, обстоятельства духовной и личной жизни поэта были очень сложными, неоднозначными. Предстоящая женитьба не оставляла в состоянии душевного спокойствия. Вот что писал он в письме к Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже тридцати лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня далее…»[27 — Смольников И. Болдинская осень. Л., 1986, стр. 5.] Перед женитьбой Пушкин поехал в Болдино для того, чтобы устроить свои денежные дела. Однако из-за эпидемии холеры пришлось задержаться там на три месяца. Поэт в тот период находился в «сквернейшем настроении»: откладывалась поездка к невесте, он лишен был общения с друзьями, складывались очень непростые отношения с критикой и публикой. Все это, безусловно, наложило отпечаток на его мировосприятие и творчество.

В литературоведении неоднократно отмечалась связь произведения с целым рядом пушкинских творений, общность их образов, тем и мотивов. Так, темой дороги (в прямом и метафорическом смысле) объединены стихотворения «Телега жизни», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Дорожные жалобы», «Зимнее утро». Однако во всех этих произведениях присутствует и образ Дома как приюта и спасения для одинокого путника. В «Бесах» же этот образ отсутствует. Зимний пейзаж здесь представлен в философском аспекте.

Также отметим жанровое своеобразие стихотворения. Оно напоминает нам романтическую балладу, в которой очень важен диалог героев. Диалог в произведениях данного жанра — это одновременно и реакция на событие, и повествование о нем. То же самое мы наблюдаем у Пушкина. Однако балладный сюжет направлен в прошлое, в мир легенды, лирический же сюжет «Бесов» порождает ассоциации с современностью[28 — Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С. Пушкина. Горький, 1980, с. 39–41.]. Кроме того, доминирующее значение в стихотворении имеют не внешние события, а сфера эмоций и переживаний лирического героя.

С первых же строк пушкинского стихотворения мы погружаемся в стихию тревоги и неопределенности, жутких и неясных предчувствий. Пейзаж дается через восприятие лирического героя:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Картина природы здесь полна экспрессии. Она напоминает нам описание метели в повести «Капитанская дочка»: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло».

В полной гармонии с пейзажем находятся и чувства лирического героя. В душе его тревога, смутная, неясная тоска, мрак:

Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

Здесь четко обозначены эмоции и ощущения героя — словом «страшно». Страх этот не в силах победить даже звук колокольчика, призванного, согласно мифологической традиции, бороться с нечистой силой.

Во второй строфе развертывается диалог путника с ямщиком, усиливающий и нагнетающий это ощущение тоски и тревоги. В речи ямщика также чувствуется смятение и испуг:

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

«Нет мочи» — эта фраза ямщика передает охватившее людей отчаяние. И далее мы видим человека, зачарованного жуткими проделками беса, образ которого поражает своей неопределенностью, размытостью.

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят.

Во второй — четвертой строфах путь героя напоминает перемещение по замкнутому кругу: «нет мочи», «все дороги занесло», «следа не видно», «в поле бес нас водит, видно», «сил нам нет кружиться доле», «колокольчик вдруг умолк», «кони стали»[29 — См.: Щеголева И.А. «Урок литературы по теме «Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»: жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронная версия. festival.1september.ru.]. Здесь же образ беса в определенном смысле принимает более четкие очертания: «играет, Дует, плюет на меня», «в овраг толкает Одичалого коня».

Основной образ стихотворения, — это образ «кружения», «снежного вихря»: «В поле бес нас водит, видно, И кружит по сторонам». Затем образ этот разрастается до бесконечности:

Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны
Будто листья в ноябре…
<…>
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине…

Именно в этом образе бессмысленного кружения заключена внутренняя тема произведения. И здесь мы можем говорить о символике пушкинского стихотворения. Дорога — это жизненный путь человека, его судьба (а может быть, и России), вьюга — это жизненные невзгоды, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути, порою безраздельно владеющие человеческими душами. Отсюда и эта тоска лирического героя, чувство безысходности:

Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Композиция стихотворения — симметричная кольцевая. Симметричность создается пейзажем, играющим роль своеобразного рефрена:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

Кольцо подчеркивается и эмоциями лирического героя. В начале стихотворения он испытывает чувство страха. Затем оно ширится и растет, достигая своей кульминации как раз в этом пейзаже:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Нет нам сил кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? Пень иль волк?»

И завершается все вновь чувствами лирического героя: «Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…».

«Бесы» написаны четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка в каждом из четверостиший в восьмистишии — перекрестная. В стихотворении использованы емкие, эмоциональные эпитеты («мутно небо, ночь мутна», «средь неведомых равнин», «одичалого коня», «кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), повторы, подчеркивающие монотонность и однообразие зимнего пути, и одновременно нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»), олицетворения («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора («Вьюга мне слипает очи»). Лексика у Пушкина разнообразна: здесь мы находим слова разговорно-бытового стиля («поневоле», «нет мочи», «Хоть убей, следа не видно»), «высокого» стиля («очи», «далече»). Завывание метели передано в «Бесах» аллитерациями («Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…»).

Таким образом, стихотворение «Бесы» отразило не только кризисное душевное состояние поэта, но и кризисное состояние русского общества. Замечательно сказал об этом С. Булгаков: «Пушкин — наша родина, с ее неисследимой глубиной и неразгаданной тайной, и не только поэзия Пушкина, но и сам поэт» [30 — Булгаков С. Жребий Пушкина. — Пушкин в русской философской критике конца XIX — первой половины XX века. М., 1990, с. 274.].