В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой выделяют и «философскую лирику». К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Одним из произведений, относящихся к «философской лирике», является стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…»
По форме данное стихотворение — элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.
Композиционно стихотворение делится на две части, содержательно противопоставленных друг другу. В первой части поэт говорит о том, что «безумных лет угасшее веселье» ему стало тяжело, что его одолевает «печаль минувших дней», что его путь уныл, а будущее ему сулит лишь «труд и горе». Во второй части он заявляет о своей реакции на подобную ситуацию. Несмотря на жизненные невзгоды, груз лет, автор хочет жить, «чтоб мыслить и страдать». Вместе с тем он выражает надежду, что «меж горестей, забот и треволненья» к нему придут и «наслажденья», и радость творчества («гармония», «вымысел»), и любовь.
Противопоставление двух частей стихотворения имеет глубокий, основополагающий для понимания идейной направленности стихотворения смысл. В первой части за-
являются ситуация и набор тем, вполне характерный для романтиков: усталость от жизни, разочарование в прошлых идеалах, неудовлетворенность результатами своего труда и взаимодействия с обществом. Однако во второй части стихотворения все эти коллизии разрешаются совершенно противоположным романтизму образом. В отличие от романтиков, Пушкин не видит в подобном положении вещей ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. По Пушкину, и юношеские иллюзии, и последующее разочарование, и усталость от жизни — естественные, неотъемлемые признаки жизни. А потому его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно. Залогом этого спокойствия и надежды поэт видит то, что без любви, творчества, радости (как без страдания, разочарования, боли) не существует жизни. По Пушкину, божий мир благословенен по своей сути и создан для счастья, а оттого надежды поэта не беспочвенны. Сердце, как говорит он в своем другом стихотворении («На холмах Грузии…»), «горит и любит оттого, что не любить оно не может» — это неотъемлемое свойство бытия. Собираясь «обливаться слезами» «над вымыслом», поэт отнюдь не воспринимает его всерьез. В данном случае «вымысел» (как и «гармония», обозначающая творчество) — это такое же проявление жизни, воплощение «божественной игры».
Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры («безумных лет угасшее веселье», «грядущего волнуемое море», «упиваться гармонией»), эпитеты («минувшие дни», «прощальная улыбка»), олицетворения («блеснет любовь улыбкою»), развернутые сравнения («но, как вино — печаль минувших дней в моей душе чем старе, тем сильней»).
Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек — как часть мудрой и справедливой природы. Даже задушевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства — неотъемлемая часть жизни. Изначальная благость мира рождает в душе человека надежду на обновление, на радость и счастье, — и это то, благодаря чему живет и движется мир.