Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье» (восприятие, истолкование, оценка)»

На рубеже 30-х годов XIX века А. С. Пушкин создаёт ряд стихотворений, всем строем связанных с элегическим творчеством прошлых лет. Избранный здесь лирический герой любит и страдает, говорит о смерти, жизни, ревности, об одиночестве и увядании. Но стихотворение уже отличается от классической элегии многообразием аспектов душевного опыта. Внесение в элегию индивидуального и конкретного — один из подходов Александра Сергеевича Пушкина к созданию лирики, в центре которой — человек XIX столетия, современник поэта.

Элегия «Безумных лет угасшее веселье» написана А. С. Пушкиным в Болдиио, куда поэт приехал осенью 1830 года для устройства дел перед женитьбой на Н. Н. Гончаровой. Это одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года. В этом стихотворении биографическая конкретность получает новый смысл, становится знаком исторической судьбы человека. Большой путь прошёл Пушкин от юношеских лицейских посланий до лицейских годовщин. Судьбы автора и его друзей пересекаются уже с войной, с событиями мирового размаха.

Элегия начинается с воспоминаний оставшихся позади молодых годах:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье,
Но как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.

Мысль о неизбежности изменения человека вместе с закономерным движением жизни и истории пронизывает всё стихотворение. Однако перемены не кажутся Пушкину путём разочарований и утрат, какими представлялись романтикам начала века. Поэт сознает, что веселье его «безумных лет» угасло, в то время как «печаль минувших дней» не забылась. Он знает, что его современный путь «уныл», а впереди ждут «труд и горе» — неизбежные новые «заботы и треволненья».

Параллельно с грустными размышлениями развивается мысль о наслаждениях, которые даруют человеку сознание, любовь, даже самые слёзы и страдания. В центре стихотворения стоит главная идея — желание жить:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

Первая строфа стихотворения воссоздаёт душевное состояние пушкинского героя. Здесь встречается всего один глагол — «сулит», но он связан со стихией, которая представлена враждебной человеку. Будущее видится лирическому герою неспокойным, тревожным:

Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Слово «волнуемое» указывает не только на неустойчивость, «колебания» моря жизни, но и на волнения, которыми богата окружающая действительность и без которых нет счастья.

Первые строки элегии говорят об отношении героя к протекшей жизни, затем он даёт оценку настоящему и смотрит в будущее.

Пора молодости для лирического субъекта — это и веселье, и печаль. Но веселье прошлого ощущается в настоящем «смутным похмельем», а печаль— «вином», которое, «чем старе, тем сильней». «Вино прошлого» состояло для поэта в безумстве страстей, поэтому полнота и яркость жизни больше всего и влекут его в воспоминаниях о давней молодости. Стихотворение начинается с оригинального перифраза, обозначающего юные годы. Определение «угасшее» можно отнести к слову «лет»: время пролетело, годы угасли. Ощущается какая-то романтическая струя. Другая перифраза юности, стоящая во второй строфе, строже. «Минувшие дни» отражают суровую, прозаическую сторону печалей лирического героя.

Таким образом, веселье и печали прошлого оставили глубокий след в душе поэта. Именно поэтому первые строки стихотворения звучат то романтико-элегически, то приглушенно, то торжественно.

Жизненный идеал поэт видит в мысли и страдании. Он знает, что его дальнейший путь вовсе не безоблачен:

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья…

Уверенность и решимость слышится в словах о невзгодах, ожидающих поэта впереди. На настоящее и «грядущее» лирический герой смотрит с оптимизмом мужественной личности:

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Сочетание слов «улыбка» и «прощальная» являются мягким грустным аккордом, завершающим стихотворение. Грусть поддерживается и словами «закат печальный». В последних строках элегии тесно переплетены две эмоциональные волны — грусть, которую вызывают слова «закат», «печальный», «прощальный», и умиленная радость, связанная со словами «блеснёт любовь улыбкою». В конце снова столкнулись два противоположных чувства, два мягко контрастирующих настроения, которые повторяют отношения первой и второй строфы стихотворения.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, обладающим как бы «замедленным течением». Этим поэт подчёркивает глубину раздумья. Элегия отличается необыкновенной структурной целостностью. Каждая строфа несёт своё настроение. Горькая эмоциональность первой строфы противопоставляется энергичному эмоциональному взрыву второй. Перед нами мучительные раздумья лирического героя: обращение к прошлому, пересмотр всей жизни. Грусть и горечь покорности вначале во второй строфе сменяются осознанным принятием будущего жизненного пути во имя ярких мгновений духовного и творческого подъёма. Здесь слышна и робкая надежда лирического героя на светлые минуты личного счастья.

Говоря о сложных вопросах человеческого бытия, А. С. Пушкин одновременно обращается к самому простому, обычному и каждодневному. Читая элегию «Безумных лет угасшее веселье», мы ощущаем близость нам этих строк. Это происходит потому, что поэт мастерски соотносит прошлое, настоящее и будущее.

Это раздумья поэта, монолог, начальные слова которого обращены к самому себе, но смысл которых расширяется, превращая поэтическую исповедь в своеобразное завещание. Оно обращено не только к друзьям, но шире — к современникам и потомкам.