Пушкин заслуженно считается не только родоначальником отечественной поэзии и реформатором русского литературного языка, но и великим мыслителем-гумани- стом, единственным в русской литературе «человеком Возрождения», по выражению философа Н. Бердяева.
В творчестве поэта, наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой, обычно выделяют и «философскую лирику». К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» является одним из самых ярких примеров философской лирики Пушкина.
Основным объектом поэтического постижения здесь является проблема смертности людей. На одну чашу весов Пушкин как бы кладет человеческую жизнь и все, что с ней связано, на другую — смерть, обреченность всего живого рано или поздно прекратить свое существование.
Вопрос, который позже будет скрупулезно исследоваться Достоевским в его романах («если нет жизни вечной, то значит, все позволено»), уже здесь поставлен Пушкиным с максимальной остротой. Не случайно в своей знаменитой «пушкинской речи» Достоевский указывал на Пушкина как на источник большинства своих идей.
В первых трех четверостишиях поэт говорит о смерти, он понимает, что природа и все, что он видит вокруг, переживет его.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Однако эти мысли не рождают в душе поэта горя или уныния. Он не восстает против существующего мироустройства, наоборот, он благословляет его, поскольку мир — это творение Божие, а значит, прекрасен и совершенен по определению. Не человеку, который тоже является органической частью этого мира, восставать против Творца. Человек должен быть благодарен за тот прекрасный дар, который ему был преподнесен — право жить и созерцать Творение. Пушкин благословляет тех, кому суждено прийти следом за ним.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
Природа живет по своим законам, она равнодушна к волнениям и поискам истины, которые сопровождают путь каждого человека на этой земле. Однако в воле каждого человека быть счастливым. А это возможно только тогда, когда каждый человек примет законы бытия, будет жить в гармонии с природой, радуясь каждому прожитому дню, не теряя понапрасну ни одной минуты.
Людям не дано знать время и место своей смерти, только Всевышний ведает это. И именно потому, что жизнь может оборваться в любую минуту, она приобретает для поэта особую ценность.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
Единственное, что хочет поэт, это быть погребенным в родных краях, где прошли его лучшие годы, где он был счастлив, где постигал красоту и величие мира. Пусть в виде мимолетного воспоминания, даже в виде могильного холмика, но он стремится оставить свою частичку в этом мире, так как слишком любил жизнь.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Итак, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» наиярчайшим образом отразилось гуманистическое мировоззрение поэта. По Пушкину, природа благословенна в любых своих проявлениях, так как является творением Божьим. Радость от созерцания жизни, от осознания себя органической частью окружающего мира — основа мировоззрения Пушкина, источник его силы и вдохновения. И если бытию надо, чтобы человек был смертен, то это тоже следует принимать с благодарностью и пониманием того, что тем самым освобождается место для нового витка развития — для новых поколений, для детей, которые сохранят память о тебе.