Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна» (восприятие, истолкование, оценка)»

Любовная лирика Пушкина крайне обширна и многообразна. Ее составляют стихотворения, написанные и в жанре послания, и в форме элегии, и романса. Большинство же его произведений сочетают в себе признаки многих жанров.
Одним из произведений, относящихся к «любовной лирике», является стихотворение «Мадонна».
Посвящено оно Н. Гончаровой, жене поэта, и отражает реальную ситуацию. Как писал Пушкин в письме к своей жене, в этот период он «проводил целые часы» перед картиной, изображающей «белокурую мадонну», которая похожа на нее «как две капли воды».
Написано стихотворение в форме сонета, что является отнюдь не случайным. Строгая, традиционная форма (в сонете ограниченное число строк — их должно быть четырнадцать, а также жесткие требования к рифмовке строк) отражала внутреннее содержание стихотворения, его идейный смысл — воспевание истинного чувства «без прикрас», без показного блеска и славословий.
Содержательно стихотворение делится на три части. В первой части, являющейся своеобразной экспозицией, поэт говорит, что хотел бы украсить свою «обитель» не «множеством картин старинных мастеров», которым бы изумлялись посетители и знатоки искусства. Во второй части поэт раскрывает суть своих предпочтений. Он хочет лицезреть среди своих «медленных трудов» (ведь «слу- женье муз не терпит суеты») одну-единственную картину, которая полностью бы выражала его представление о прекрасном, его взгляды на мир и живущих в нем людей. На этой картине должны быть изображены «Пречистая», т. е. мадонна, и «божественный спаситель», причем «без ангелов», одни, «под пальмою Сиона». Она должна «взирать» «с величием», он — «с разумом в очах». В подобном разделении четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире. Для женщины — это материнство, которое является ее главным и «великим» предназначением, для мужчины — свет разума, который он несет с собой в окружающую его реальность. Но это не просто разум, равный «ratio» позитивистов или ученых материалистического толка. По Пушкину, разум — это только то, что освящено нравственным началом. Предназначение мессии, спасителя, состоит в том, чтобы делать мир и людей лучше, просвещать своих собратьев. И разум в его глазах — это ни что иное, как осознание этого своего предназначения, следование божественному промыслу. Именно поэтому поэт называет мадонну и спасителя кроткими. Они не ропщут против своего божественного предназначения в мире, они принимают свою судьбу с радостью и благодарностью по отношению к Создателю. В третьей части стихотворения Пушкин проецирует свои воззрения на реальную жизнь, говоря, что Творец исполнил его желания: послал ему мадонну — «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт верит, что все в мире происходит по воле Творца. Мир изначально благостен и прекрасен, так как является творением Бога, проявлением силы неизмеримо более высокого порядка, чем человек, а оттого — более разумной и гуманной. Бог любит свое творение, потому что оно прекрасно. Именно поэтому не может не быть благословенно и самое прекрасное из чувств — любовь. Любовь — это то, при помощи чего человек может уподобиться Творцу: женщина — интуитивно, нося в себе, а затем производя на свет потомство, мужчина — постигая разумом нравственный закон как основу мироустройства и фундамент великого замысла Творца.
Для придания большей выразительности языку, Пушкин, несмотря на общую аскетичность изобразительных средств в стихотворении, использует метафоры («медленные труды», «чистейшая прелесть», «чистейший образец»), эпитеты («важное сужденье»). Язык и сама форма — сонет — отсылают нас к лучшим образцам эпохи Возрождения (Петрарка, Шекспир), в которых искреннее чувство выражалось с необыкновенной силой, несмотря на экономию средств и отсутствие многословия. Столь подчеркнутое обращение к поэтике и образам эпохи Возрождения, безусловно, имело и тот смысл, что поэт тем самым высказывал свое несогласие с романтической концепцией человека и романтической трактовкой любовного чувства.
Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Любовь — это божественное чувство, дар Творца человеку, которым тот должен распорядиться достойно. Если мужчина — по своей сути творец, то женщина — это исток всей жизни, материнское начало, воплотившееся в образе Богоматери. Осознание этого своего предназначения и следование ему — есть, по Пушкину, та высшая кротость по отношению к Создателю, тот «чистый идеал», которые лишь и могут принести человеку счастье.