Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» (восприятие, истолкование, оценка)»

В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с «философской», «гражданской» и «любовной» лирикой, в нем выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
Одним из таких произведений является стихотворение «Памятник».
Произведение является вольным переложением стихотворения древнеримского поэта Горация, строки из которого взяты в качестве эпиграфа.
Обращаться к этому стихотворению и через него изъявлять свою поэтическую программу, свой взгляд на предназначение поэта и поэзии стало своего рода традицией в русской литературе. Первым к стихотворению Горация обратился еще Ломоносов, вслед за ним — Державин.
Оба поэта — и Ломоносов, и Державин — были классицистами. Обращение Пушкина к тому же источнику вполне может быть объяснено тем, что он хотел наглядно показать, чем отличается его поэзия от поэзии предшествующей эпохи, сформулировать основные принципы своего собственного понимания предназначения поэта и поэзии.
Основное, что отличает «программу» Пушкина, это высочайший гуманизм, который положен им в основу поэтического творчества. Быть нужным людям, являться выразителем их надежд и чаяний — основное предназначение поэта. Это Пушкин заявляет уже в первых строках стихотворения:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
Пушкин считает, что поэт должен говорить понятным и доступным для всех языком, причем говорить о вещах, которые близки людям любого сословия, о том, что объединяет людей. Именно в этом смысле следует понимать следующую строфу:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Далее поэт «расшифровывает», чем же именно он привлечет всех этих столь несхожих меж собой людей (сознательно подчеркнуто, что они не просто принадлежат к разным сословиям, но и к разным национальностям).
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этой строфе очень кратко и емко выражена сущность гуманистического мировоззрения Пушкина. Искусство должно возвышать человека, пробуждать в нем «чувства добрые». Однако «чувства добрые» и «милость к падшим» возможно только в среде свободных людей — в первую очередь, внутренне свободных. Именно поэтому всегда в поэзии Пушкина был ярко выражен пафос, направленный против внутреннего рабства, рабства души. Рабство же «внешнее» (крепостное право) рассматривалось им в первую очередь как причина, порождающая рабство духовное, лакейство, низость помыслов. В подобной интерпретации крепостное право выглядело еще более отвратительным явлением, фактом «богопротивным», поскольку каждый человек — это образ божий и достоин уважения и права на выбор. «Милость к падшим» — еще одна черта, характерная для гуманистического мировоззрения Пушкина, и в этом он гораздо ближе к христианству в его «чистом» виде, а не в церковном, конфессиональном толковании.
Заканчивается стихотворение строфой о сущности взаимоотношений поэта и толпы (черни) — тема, также характерная и для остального творчества Пушкина.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Поэт должен ставить свое предназначение превыше всего. Он — глас божий, проводник воли Всевышнего на земле. Он наделен особыми способностями видеть, слышать и чувствовать острее и тоньше, чем остальные люди. Подобно тому, как в стихотворении «Пророк» поэт становится посланником Бога, который «глаголом жжет сердца людей», так и здесь — поэт всегда должен помнить о своем истинном призвании и «не размениваться по мелочам». Такое предназначение поэта является, по Пушкину, истинным, и другого предназначения у него не может быть. Именно поэтому Пушкина, по его словам, будут помнить, пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит».
Итак, стихотворение «Памятник» вполне можно назвать поэтическим завещанием Пушкина, в котором он сформулировал основные принципы своего творчества, в котором дал истинно гуманистическое понимание предназначения поэта и поэзии.