В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и «философскую лирику». К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Одним из произведений, относящихся к «философской лирике», является стихотворение «Погасло дневное светило…»
По форме данное стихотворение — элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.
Написано данное стихотворение было поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают на поэта воспоминания о минувших днях.
Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к тому, что будет излагаться далее. Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь», все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман». В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались», края, где «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость» и откуда он «бежал» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило». В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически-романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становится ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам автор. Юность минула, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет, и в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективнее оценивать все происходящее вокруг — как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно. Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы ветрила и океана. Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Он призывает их и дальше производить свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры («брега печальные», «пламя страсти», «легкокрылая радость»), эпитеты («угрюмый океан», «весна златая»), олицетворения («пал туман», «родились слезы», «душа кипит и замирает», «мечта летает», «лети, корабль, неси меня к пределам дальним»).
Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек — как часть мудрой и справедливой природы. Даже задушевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства — неотъемлемая часть жизни.