Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)»

Тема назначения поэта и поэзии играет значительную роль в творчестве Пушкина. Он не уставал говорить о своем вы­соком призвании. Стоит только вспомнить самые известные его стихи: «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Стихотворение «Поэт» выде­ляется из этого ряда в первую очередь тем, что оно лишено чрезмерного пафоса.

В этом стихотворении поэт показан не только на пике творчества, в минуты вдохновения, но и в часы самой обыч­ной жизни, которая ничуть не отличается от жизни боль­шинства людей. Пушкин даже подчеркивает приземленность, обыденность существования поэта:

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Вспомним, что и сам Пушкин (а за абстрактным образом поэта, героя стихотворения, угадывается автор) был подвер­жен очень многим человеческим слабостям и никогда не смот­рел свысока на обычные житейские заботы, никогда не счи­тал себя выше этого. Напротив, общеизвестно, что Пушкин до безумия любил жизнь и старался не оставаться в стороне от нее: без конца влюблялся, кутил, выпивал, словом, со­вершал все те нужные и ненужные поступки, которые свой­ственны обычным людям. Пушкин был обыкновенным смерт­ным и всю жизнь «малодушно» погружался «в заботы суетно­го света».

Если в первой части стихотворения Пушкин подчеркивает сходство поэта с простыми людьми, то уже во второй части ясно дает понять, что существует все-таки существенное различие между творческой личностью и всеми остальными. Поэт возвышается над толпой:

Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Нетрудно вспомнить, что о «божественном глаголе» поэт уже упоминал в своем более известном стихотворении «Про­рок». В обоих произведениях сквозит одна и та же мысль: поэтом управляет провидение, которое не допускает, чтобы он бросил перо и погрузился в мирскую суету. В понимании Пушкина поэт — практически революционер, борец за идею, его отличие от революционера только в том, что он не проливает крови, зато способен вызвать немало слез и про­клятий. Сам Пушкин никогда не проявлял трусости в твор­ческом отношении. Его собственные слова «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» никак нельзя на­звать справедливыми в отношении автора, поскольку поэту меньше всего было свойственно писать лишь ради того, чтобы потешить свое самолюбие или отточить свое литературное мастерство. В его поэзии немалое место, наравне с легкими любовными признаниями и почти пасторальными картина­ми, занимали политические и гражданские мотивы, вольно­любивая лирика. Недаром такой долгий период своей слиш­ком короткой жизни он провел в ссылке: не умел молчать из одного лишь опасения за собственную судьбу, ставя на пер­вое место судьбу народа. Пушкин подвергался гонениям со стороны царского правительства большую часть жизни, и в стихотворении «Поэт» явственно слышны автобиографичес­кие ноты:

…К ногам народного кумира Не клонит гордой головы…

Истинный поэт подчиняется лишь своему вдохновению и божественной воле, а земные цари для него ничтожнее са­мого ничтожного нищего. У поэта один господин — Бог, одна вера — искусство, одна цель — служение лире, ради этого нетрудно оставить все мелкие земные блага, которыми на­слаждался еще совсем недавно. Развлечения и удовольствия этого мира перестают существовать для поэта в тот самый миг, когда «божественный глагол до слуха чуткого коснет­ся», да и сам мир с его суетой и ненужными заботами стано­вится чуждым и далеким. Несомненно, Пушкин испытывал это состояние бессчетное количество раз:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков, и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Легко себе представить, сколько раз сам автор бежал от чопорного общества в неудержимо влекущие его «широко­шумные дубровы», чтобы там излить свои радость, страда­ние, любовь или ненависть. Может быть, и стихотворение «Поэт» было написано под сенью огромных дубов в такие именно минуты.

«Поэт» во многом напоминает авторскую исповедь, но она настолько значима, что приобретает общечеловеческое зву­чание. Да, гораздо больше известны и гораздо чаще цитиру­ются другие, более патетические стихотворения, такие, как «Пророк» или «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..», но «Поэт» наравне с ними является важной вехой в развитии пуш­кинской мысли о предназначении поэта и поэзии. Кроме того, стихотворение «Поэт» написано совершенно неповторимым и легко узнаваемым пушкинским слогом, поэтому оно так легко и изящно. В этом весь Пушкин: высокие идеи облечены в про­стые слова, отчего не только не теряют своей значимости, но и становятся более доступными и очевидными.